|
2008. т. 3. №7-8
|
Актуальная тема
|
4–13
|
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Зайцев Юрий Константинович – исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с "Группой восьми" Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Рахмангулов Марк Ринадович - исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с "Группой восьми" Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ В статье представлен анализ результатов первого саммита лидеров стран-членов «Группы двадцати». Рассмотрены позиции стран-участниц «Группы восьми» по вопросам повестки дня саммита, особое внимание уделено Европейскому союзу как коллективному члену обоих институтов. На основе документов и публичных выступлений лидеров стран и официальных лиц высокого уровня дается оценка вклада участников саммита «Группы двадцати» в итоговые решения саммита. Дается прогноз развития института и его возможного взаимодействия с «Группой восьми» в краткосрочной и среднесрочной перспективе. |
Приглашение к дискуссии
|
14–28
|
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ В статье, на основе анализа политики и практики сотрудничества в сфере образования ЕС и развитых стран, а также ЕС и Российской Федерации, предложен проект текста Статьи по сотрудничеству в сфере образования и профессиональной для нового базового договора между Россией и ЕС, а также проект соглашения по сотрудничеству в сфере образования. Материал включает предложения по укреплению механизмов координации действий российских ведомств и европейских структур, ответственных за реализацию программ образовательного сотрудничества и задач формирования общеевропейского образовательного пространства. |
Аналитические материалы
|
29–57
|
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Горбунова Екатерина Михайловна - магистр социологии, директор Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ В статье представлены результаты исследования «Внешняя оценка участия российских вузов в Болонском процессе», целью которого являлось проведение мониторинга и оценки эффективности интеграции российских вузов в общеевропейское пространство образования и науки. Анализ осуществлен с использованием методологии комплексной внешней оценки и самооценки, что позволило оценить эффективность управления процессом внедрения инструментов и принципов Болонского процесса в российских вузах, выявить несколько основных подходов, выделить основные проблемы, а также факторы и возможности повышения эффективности участия российских университетов в формировании общего пространства высшего образования. |
|
58–70
|
Медведев Сергей Александрович - кандидат исторических наук, профессор ГУ-ВШЭ Томашов Игорь Андреевич - студент факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Растущая роль России на мировой арене вызывает необходимость переоценки значения «мягкой власти» в российской внешней политике. Развитие сотрудничества в сфере высшего образования является одним из путей улучшения имиджа России за рубежом. Сегодня Россия имеет достаточно возможностей, чтобы изменить свое положение на мировом образовательном рынке и из поставщика студентов и специалистов превратиться в экспортера своих образовательных услуг. Продвижение «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС может стать первым серьезным шагом на пути интернационализации российского образования. Опыт различных европейских стран и ЕС в этом отношении представляется в высшей степени полезным и показывает, что правительство должно, прежде всего, поддерживать финансово и технически заинтересованных в изучении России и обучении в России иностранных студентов и специалистов. Представляется необходимым создание специального агентства по продвижению российского образования за рубежом и сети его офисов в разных странах Европы, а также разработка стратегии интернационализации российского образования и выдвижение конкретных инициатив по развитию «российского измерения» в европейском образовании. |
|
71–84
|
Меликян Алиса Валерьевна - аспирант факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, специалист факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры архитектуры программных систем факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ В сентябре 2008 года были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике. Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного сравнительного межстранового исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 году по заказу Федерального агентства по образованию. Мы представляем нашим читателям первый аналитический материал из серии материалов, подготовленных в рамках проекта на основе анализа результатов проекта ОЭСР. Неслучайно этот материал посвящен теме качества образования, поскольку именно обеспечение качества образования, в том чисел высшего образования на различных уровнях (международном, национальном, институциональном) сегодня становится одним из основных направлений текущей аналитической работы Директората ОЭСР по образованию, что обусловлено растущими масштабами, диверсификацией систем высшего образования и усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг. В публикуемом материале, в том числе, представлена оценка возможностей использования рекомендаций ОЭСР в части обеспечения качества высшего образования для развития образования в России. |
|
85–97
|
Злоказова Наталья Евгеньевна - к.эконом.н., доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета международной экономики и международной политики ГУ-ВШЭ В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров туризма и сервиса для проведения Олимпийских игр и крупных спортивных мероприятий. Значительное внимание уделено подготовке волонтеров. Анализируется международный опыт подготовки кадров сферы туризма и сервиса для проведения Олимпиад. В частности, опыт США, Италии, Кореи, Китая и некоторых других стран-организаторов Олимпийских игр. На основе международного опыта и российской специфики, автор дает рекомендации по подготовке кадров сферы туризма и сервиса для организации и проведения зимних Олимпийских игр "Сочи-2014". |
Новые проекты
|
98–101
|
Изучение нового явления – открытых инноваций – очень важно для разных стран, так как необходимо для понимания мировых тенденций, корректировки национальной инновационной политики, успеха экономического развития, а также для международного сотрудничества в научно-технологической и инновационной сферах. С этой целью Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализовала масштабный международный проект «Глобализация и открытые инновации» (2006–2007 гг.), в котором приняли участие 13 стран, в том числе Россия. |
Саммиты, конференции, семинары
|
102–105
|
8–9 декабря 2008 г. в Париже в Национальной консерватории искусств и ремесел (CNAM) состоялась международная конференция «Высшее образование к 2030 году: будущие направления обеспечения качества и доступности образования в эпоху глобализации». Конференция была организована совместно Центром исследований и инноваций в образовании (CERI) ОЭСР и Министерством высшего образования и науки Франции и стала последним в этом году мероприятием, посвященным празднованию 40-летия создания CERI. На конференции были представлены результаты аналитических исследований, проведенных в рамках проекта CERI «Будущее высшего образования». |
Обзор публикаций
|
104–105
|
В издательстве «Палгрейв и Макмиллан» вышла книга «Европеизация политики Великобритании» (The Europeanization of British Politics. Eds. by I. Bache, A. Jordan. Palgrave Macmillan, 2008) под редакцией известных английских специалистов в области европейской интеграции и политики ЕС Иана Баха и Эндрю Джордана. Книга является результатом работы коллектива британских исследователей в рамках проекта по изучению различных аспектов европеизации британской политики, поддержанного Советом экономических и социальных исследований (ESRC) и Университетской ассоциацией современных европейских исследований (UACES). |
|
|