|
2008. т. 3. №5
|
Актуальная тема
|
4–19
|
Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Оценки и прогнозы являются неотъемлемой частью политического анализа и сопровождают деятельность «Группы семи / восьми», как одного из ключевых институтов глобального управления, на протяжении почти всей ее истории. Аналитики, политики и публицисты часто концентрируются на неудачах и проблемах; на том, что не решено или не реализовано; не согласовано или не исполнено в полной мере. Такой подход понятен, он дает возможность выработать и предложить меры по повышению эффективности процессов и инструментов решения проблем глобального управления. Однако, не менее важно исследование успехов и факторов их достижения. Представляется, что подготовка программы председательства Японии и саммита на Хоккайдо предоставляют богатый материал для анализа как факторов успеха, так и причины неудач. |
Аналитические материалы
|
20–32
|
Киртон Джон - профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада) В статье дан анализ предложений по реформированию системы «Группы восьми», обсуждаемых в политической, общественной и научной сфере. Основой предложений по реформированию «Группы восьми» стала критика предполагаемой утраты «Восьмеркой» своей эффективности, легитимности, господствующей мировой мощи, а также недостатка широкого географического представительства. Джон Киртон считает, что нет предложений по реформированию, основанных на логическом или эмпирическом анализе, учитывающим, каким образом эти предложения отразятся на эффективности комплексной системы «Группы восьми». Автор пытается восполнить этот пробел. На основе оценки результатов работы «Восьмерки» за 1975-2007 годы, он проводит анализ трех основных направлений реформирования института – «расширение», «уплотнение», «углубление» - из которых последние два пока не обсуждались в дискуссиях, учитывая каким образом эти изменения могли бы повлиять на эффективность «Группы восьми» в будущем. Первое направление – «расширение» - привлекает больше всего внимания в дискуссиях по реформированию. Оно касается вопроса о том, сколько и какие страны и международные организации должны быть приглашены на саммит «Группы восьми» в качестве полных постоянных членов или неполных участников. Второе направление дискуссии – «уплотнение» - является менее проработанным и относится к усилению структуры «Восьмерки» на основе создания институтов на уровне министров и других официальных лиц в различных политических сферах. И третье направление – «углубление» - связано с демократизацией системы «Группы восьми» путем включения в диалог широкого спектра представителей гражданского общества. Автор утверждает, что будущая стратегия реформирования «Группы восьми» должна осуществляться с разным уровнем интенсивности по всем трем направлениям. |
|
33–35
|
Симония Нодари Александрович - действительный член РАН, директор Центра энергетических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Материал был подготовлен к международному семинару «От Хайлигендамма до Хоккайдо. Глядя в будущее: Приоритеты будущей повестки дня «Группы восьми» и возможные модели реформирования», проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного Университета – Высшая Школа Экономики 15 - 16 мая 2008 г. В статье рассматриваются текущие проблемы в сфере международной энергетической безопасности и эффективности, такие как нефтяной кризис, конкуренция на нефтяном рынке, взаимодействие основных поставщиков и потребителей энергии, а также развитие и использование нетрадиционных источников энергии. Автор утверждает, что на самом деле нефтяной кризис кроется в политизации энергетической проблемы, не является результатом истощения нефтяных запасов, поскольку большая их доля все еще находится под землей. Н.А. Симония анализирует место России в мировой энергетической политике, рассматривает противоречия, возникающие между Россией и США, а также энергетическую политику Европы, которая упускает возможности взаимовыгодного сотрудничества с Россией, и направлена на создание единого рынка газа в Европе, что, по мнению автора, невозможно. В заключении Н. А. Симония утверждает, что эффективное сотрудничество и энергетическая безопасность могут быть обеспечены только на равных условиях и на принципах, определенных в Плане действий по энергетической безопасности, принятом на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге. |
|
36–40
|
Сафонов Георгий Владимирович - к.э.н., директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ГУ-ВШЭ Статья посвящена одному из важнейших вызовов, с которым столкнулось человечество в XXI веке – глобальному изменению климата. Именно «Большая восьмерка» должна сыграть ведущую роль в решении проблемы климатических изменений на современном этапе. Лидеры промышленно развитых стран приняли на себя целый ряд обязательств по снижению воздействия на климатическую систему путем разработки и реализации национальных и международных мер по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, радикального повышения энергоэффективности, использования возобновляемых и экологически чистых технологий в энергетике, поддержки устойчивого развития мировой экономики. Россия – один из ключевых партнеров в долгосрочном глобальном соглашении по изменению климата, у которого есть не только внутренние и международные обязательства, но и собственные интересы в развитии низкоуглеродного мирового сообщества в будущем. |
|
41–44
|
Сеттлз Александр Мэтью - профессор факультета менеджмента, заместитель директора Центра корпоративного управления ГУ-ВШЭ Статья была подготовлена к международному семинару «От Хайлигендамма до Хоккайдо. Глядя в будущее: Приоритеты будущей повестки дня «Группы восьми» и возможные модели реформирования», проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ 15 - 16 мая 2008 г. В статье анализируется роль транснациональных корпораций в системе глобального управления. Сегодня лидеры транснациональных корпорации все больше осознают, что загрязнение окружающей среды, бедность, а также негативные воздействия глобализации могут иметь последствия для результатов их деятельности, и поэтому стараются включиться в процесс принятия решений, выработки правил и исполнения решений. Результатом понимания этой проблемы является также их участие в программах международных организаций, реализация обязательств корпоративной и социальной ответственности А. Сеттлз указывает на то, что транснациональные корпорации могут вовлекаться в процессы «Группы восьми» путем участия в бизнес-саммитах «Восьмерки», инвестирования и исполнения обязательств «Группы восьми». В заключении автор подчеркивает, что лидеры бизнеса не располагают достаточным набором инструментов для решения глобальных проблем, поэтому существенным фактом является то, что «Восьмерка» использует механизмы правительственной системы. |
|
45–49
|
Зайцев Юрий Константинович – исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с "Группой восьми" Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ В статье рассматривается участие международных организаций в саммите «Группы восьми» в Тояко в 2008 г. Основное внимание в анализе уделяется оценке вклада международных организаций в результаты саммита, формату взаимодействия международных организаций с «Группой восьми», конкретным мандатам, переданным международным организациям мандаты в рамках форума «Восьмерки» 2008 года. |
|
50–55
|
Рахмангулов Марк Ринадович - исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с "Группой восьми" Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ В статье представлен обзор двусторонних встреч глав государств и правительств «Группы восьми» состоявшихся во время саммита в Японии. Всего их было проведено более пятидесяти, что еще раз подтверждает значение саммитов для двустороннего общения. При этом около 40% всех переговоров пришлось на встречи с восемью экономически значимыми странами, приглашенными на саммит, что указывает на значимость этих государств для выработки более ответственных и эффективных подходов к решению глобальных проблем. |
|
56–81
|
Исследовательская группа «Группы восьми» ИМОМС ГУ-ВШЭ Статья является продолжением опубликованного в предыдущем номере «Вестника международных организаций» доклада об исполнении Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в Хайлигендамме (Германия). В этом выпуске представлен доклад об исполнении обязательств «Группы восьми» Японией, председательствующей в форуме в 2008 году. |
|
|