|
2008. т. 3. №4
|
Актуальная тема
|
5–10
|
Картамышев Виталий Александрович - координатор программ Оксфам Великобритания в Российской Федерации В данной статье представлен анализ некоторых из обязательств, принятых главами стран «Группы восьми» на саммите Хайлигендамм в 2007 году касающихся Африки, а также текущие проблемы, с которыми сталкивается Африканский континент на пути к построению устойчивых и развитых сообществ, которые бы не зависели от внешнего финансирования. |
Аналитические материалы
|
11–38
|
Киртон Джон - профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада) В статье рассматривается подход Японии к проведению саммита «Группы восьми». Автор дает прогноз итогов саммита «Группы восьми» 2008 г., на основе анализа истории участия Японии в клубе, сочетания таких факторов как внешние глобальные кризисы и внутри политические события в странах «Группы восьми» и странах - участницах расширенного диалога. Автор уделяет большое внимание повестке дня и приоритетам председательства Японии, которая была сформулирована в течение подготовительного периода. Главными темами саммита «Группы восьми» 2008 года стали охрана окружающей среды, развитие Африки, мировая экономика, интеллектуальные права, ядерная безопасность и нераспространение. Автор анализирует ход подготовительного процесса, включающего цикл встреч министров, шерп, а также двусторонние визиты лидеров стран «Восьмерки». В статье рассматриваются факторы потенциального успеха саммита. Эти факторы включают террористические угрозы, расширяющиеся финансовый и продовольственный кризисы, экологический и энергетический шоки, несостоятельность многосторонних организаций. По мнению автора, спровоцированные сочетанием внешних глобальных шоков уравнивающиеся возможности стран-членов «Группы восьми» могут способствовать достижению успеха саммита. Автор также полагает, что успех саммита может быть определен такими факторами, как широкий круг участников, необходимость решать недавно возникшие проблемы, преемственность между глобальными вызовами, долговременными приоритетами «Группы восьми», а также повесткой саммита. |
|
39–40
|
Барабанов Олег Николаевич – д.полит.н., заведующий кафедрой политики и функционирования Европейского союза и Совета Европы МГИМО(У) МИД РФ Имеющаяся статистика повестки дня саммитов «Большой Восьмерки» показывает все увеличивающееся число общеполитических вопросов, выносимых на обсуждение лидеров «Восьмерки». В последнее время политические вопросы по своей численности превалируют над экономическими и социальными на заседаниях «Восьмерки». В то же время сохраняется достаточно устойчивый стереотип, что главной целью «Восьмерки» остаются отнюдь не политические, а экономические проблемы. Так было изначально в работе Группы, а после возникновения движения антиглобалистов, в деятельности «Восьмерки» столь же важное место стали занимать проблемы политики развития и выравнивания социального положения в мире между развитыми и развивающимися странами. Дополнительный фактор, который повлияет на обсуждение политических вопросов в рамках встречи «Группы восьми» сейчас, это фактор «новичков» - вновь избранных лидеров и того, как они поведут себя на саммите. К их числу сейчас относится и новый российский президент Дмитрий Медведев. И поскольку очевидно, что при любом «разделении труда» между ним и премьер-министром страны во внутренней политике, внешняя политика, ее стратегическое формулирование, и конституционно, и de facto, остается персональной задачей президента России. Поэтому весьма продуктивным для экспертного сообщества России является вопрос о выработке своего рода «повестки дня» для Медведева, или, как уже начало звучать в прессе, «миссии Медведева». |
|
41–45
|
Зуев Владимир Николаевич - заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ В статье уточняется понимание системы глобального экономического управления; рассматриваются проблемы этой системы и причины их возникновения; анализируется соответствие повестки дня международных институтов потребностям времени; определяются пути повышения эффективности международного экономического управления. |
|
46–49
|
Чуркина Наталья Михайловна - м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ, аналитик Института комплексных стратегических исследований Мягкие ограничения Киотского протокола для России привели к пассивности политики страны в области изменения климата. Большинство российских компаний сегодня не заинтересованы в активной экологической политике и не знакомы с проблемой изменения климата. В то же время российская экономика является одной из самых высокоуглеродоемких в мире, что может иметь негативные последствия для нее в будущем в результате введения на международном рынке налогов на выбросы углерода и технических стандартов. Кроме того, условия посткиотского соглашения по снижению выбросов парниковых газов, предположительно, будут более жесткими для России. Пассивность российской политики в данной области может стать препятствием для выполнения Россией международных обязательств, в том числе, в рамках диалога Группы Восьми. В условиях текущей международной политики и предстоящих посткиотских переговоров и диалога в рамках Группы Восьми России необходима комплексная стратегия в области предотвращения рисков изменения климата. |
|
50–82
|
Исследовательская группа «Группы восьми» ИМОМС ГУ-ВШЭ Мониторинг исполнения обязательств «Группы восьми» представляется собой комплексную методологию оценки усилий стран-членов по реализации решений, принимаемых в рамках саммитов, и может быть полезен для оценки и понимания эффективности «Группы восьми», а также для представления информации о деятельности форума широкой общественности. Итоговый доклад об исполнении странами-членами «Группы восьми» обязательств, принятых в рамках саммита 2007 г. в Хайлигендамме (Германия) охватывает период с июля 2007 г. по май 2008 г. и включает 23 ключевых обязательства, в том числе такие приоритетные сферы как рост и ответственность мировой экономики, содействие развитию стран Африки, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие Хайлигендаммского процесса - структурированного диалога с Бразилией, Мексикой, Индией, Китаем и ЮАР, вопросы региональной безопасности, и др. |
|
|