Пятая международная конференция «Роль непрерывного образования в городах регионов» (Lifelong Learning in the City Region) прошла 23-25 сентября 2007 г. в венгерском городе Печ (Pecs) – будущей культурной столице ЕС 2010 года.
Организатором конференции вот уже в пятый раз выступает Международная исследовательская лаборатория PASCAL, в центре исследовательского внимания которой находятся вопросы эффективного управления территориями (place management), особенности формирования и эффективного использования социального капитала, а также специфика становления регионов, опирающихся в своем развитии на знания.
Лаборатория PASCAL является примером международного взаимодействия университетов с органами территориального управления и представляет собой консорциум, в состав которого входят: Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия (The Royal Melbourne Institute of Technology, RMIT) и университет Стирлинга, Шотландия (University of Stirling), поддерживаемые Правительством штата Виктория, Австралия (State Government of Victoria), а также органами исполнительной власти Шотландии и городским Советом графства Кент, Великобритания (the Scottish Executive and Kent County Council, UK).
Международная конференция объединила более 100 участников из Европы, России, Америки, Канады, Австралии, Индии, Южной Африки, представляющих международное университетское и экспертное сообщество.
Участников международной конференции гостеприимно принимал факультет образования взрослых и развития человеческих ресурсов (Faculty of Adult Education and Human Resources Development) одного из старейших университетов Венгрии - Университета Печа, основанного в 1367 г.
Конференция осветила вопросы развития регионов и городов регионов на основе использования преимуществ и потенциала непрерывного образования. Общим лозунгом конференции стала фраза: «Непрерывное образование: на пути к региону, достижение которого не возможно с помощью других форм обучения!» (“Lifelong Learning: Reaching the Regions that other Learning doesn’t Reach!”).
Участники конференции представили аспекты реализации на практике стратегий непрерывного образования, принятых на национальном уровне. Представленные практики потрясали многообразием форм и механизмов претворения в жизнь.
В презентациях участников из европейских университетов и университетов других стран нашла отражение главная идея реализуемых инициатив – обеспечить максимально успешное социально-экономическое развитие регионов, превратив их в «регионы знаний» посредством непрерывного образования.
Согласно опыту европейских университетов и университетов других стран, процесс регионального развития через эффективное использование возможностей непрерывного образования представляет собой сложноорганизованный процесс многостороннего взаимодействия и сотрудничества различных участников (stakeholders), составляющих «пространство непрерывного образования». Границы данного пространства формируются исходя из взаимодействия между государственными органами управления центрального (федерального), регионального и муниципального уровней; современным рынком труда и структурами занятости; предприятиями малого и среднего бизнеса и бизнес сектором в целом; институтами гражданского общества в лице различных некоммерческих и неправительственных организаций; а также институтами высшего образования, преимущественно в лице университетов. Структура взаимодействия достаточно разветвлена и представляет собой многоуровневую систему; взаимодействие складывается как между различными уровнями, так и внутри каждого из них.
Ключевую роль в данном процессе призваны и играют современные институты высшего образования, прежде всего, университеты. Своей деятельностью и реализацией социальных функций, университеты способны создавать благоприятную среду для развития городских сообществ (communities), обеспечивая, тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом. При этом реализация университетами стратегий непрерывного образования в целях территориального (городского) и регионального развития осуществляется во взаимодействии с другими участниками «пространства непрерывного образования», перечисленными выше.
Определяющим фактором взаимодействия университетов с другими участниками в направлении регионального развития выступает уровень развития системы непрерывного образования на национальном уровне.
Опыт стран, принявших участие в конференции, свидетельствует как минимум о двух направлениях реализации стратегий непрерывного образования, обусловленных выбором объекта практик непрерывного образования, т.е. тем, на какие категории граждан в целом ориентированы программы непрерывного образования. Речь идет о реализации программ непрерывного образования для взрослых категорий граждан, прежде всего, трудоспособного и пенсионного возраста.
Интересным оказалось наличие страновой специфики реализации университетами программ непрерывного образования, которая во многом обусловлена уровнем развития системы непрерывного образования в стране и имеющимися потребностями со стороны населения и органов власти. Так, среди стран, представивших на конференции свой опыт реализации стратегий непрерывного образования посредством использования потенциала вузов, выделяются: Великобритания и Ирландия, интенсивно развивающие сотрудничество вузов с предприятиями малого и среднего бизнеса; Австралия, обеспечивающая доступность образования для населения отдаленных регионов через усиленное взаимодействие вузов с различного рода некоммерческими организациями и активное использование новых ИКТ; США, активно привлекающие к процессам реализации программ непрерывного образования различные социальные институты, в том числе и институт церкви, используя его потенциал наряду с возможностями образовательных учреждений, НКО, органов местного управления.
Тем не менее, одной из важных характеристик процессов регионального развития, основанного на использовании преимуществ непрерывного образования, выступает многосторонний характер сотрудничества и взаимодействия различных участников данного процесса, о чем также свидетельствует большинство докладов, представленных в ходе конференции.
Описываемый процесс многостороннего сотрудничества, по общему мнению участников конференции, сопряжен в настоящее время с рядом трудностей, главная из которых – согласование интересов, возможностей и потребностей различных заинтересованных сторон. Проблема согласования интересов характерна для большинства стран, тем не менее наибольшие трудности в данном контексте испытывают развивающиеся страны, сталкивающиеся не только с трудоемким процессом создания разветвленной и эффективной системы непрерывного образования, но и с необходимостью регулирования интересов, предупреждения и разрешения конфликтов, возникающих между различными участниками.
Вопросы теоретического осмысления реализуемых на практике процессов также составили важное направление дискуссий конференции, в рамках которых были рассмотрены проблемы поиска подходящих теорий, способных учитывать все многообразие внутреннего содержания понятия непрерывного образования (или обучения в течение всей жизни).
Тем не менее, необходимо отметить, что конференция в большей степени была посвящена вопросам практической реализации национальных политик в области непрерывного образования, сопряженных с более широкими задачами социального и экономического развития на местном, региональном, национальном и международном уровне. Признавая роль непрерывного образования в достижении целей социально-экономического развития в современных условиях, большинство стран осуществили (а некоторые из них уже достаточно давно) переход от «теории к практике». На сегодняшний день во многих странах приняты национальные стратегии развития непрерывного образования, поддерживаемые активными политическими мерами по разработке эффективного и гибкого законодательства; созданию соответствующей и необходимой инфраструктуры; расширению доступа к непрерывного образованию различным слоям и категориям населения.
***
С материалами конференции более подробно можно ознакомиться на официальном сайте по адресу: http://www.pascal2007conf.pte.hu/index.htm, или обратившись в Информационно-координационный центр по взаимодействию с ОЭСР (Центр ОЭСР-ВШЭ) Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ.