Скрыть
Раскрыть
 
журнал
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Образование, наука, новая экономика

Контакты редакции

SCImago Journal & Country Rank

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081


Контакты:

Почтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала "Вестник международных организаций"

Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308

Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150 

E-mail: iorj@hse.ru

Индексирование журнала


      

     
 

Международное исследование ОЭСР по оценке результатов деятельности высших учебных заведений

2007. Т. 2. № 5. С. 61–63 [содержание номера]

Директорат ОЭСР по образованию в рамках Программы институционального управления высшим образованием (IMHE) начал разработку нового проекта, направленного на оценку результатов деятельности вузов в странах ОЭСР. Новый проект во многом продолжает сформировавшееся в ОЭСР исследовательское направление по изучению эффективности деятельности институтов высшего образования и уровня образовательных достижений, профессиональных знаний, навыков и компетенций у различных категорий граждан в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. К настоящему моменту состоялось два заседания рабочей группы по проекту, посвященные содержанию и концепции новой инициативы.

В рамках состоявшихся заседаний рабочих групп были рассмотрены существующие подходы к оценке результатов деятельности высших учебных заведений, план будущего исследования с точки зрения возможности международного сопоставления и возможные цели его реализации.

Успешная реализация проекта будет зависеть от прозрачности и открытости процедур оценки результатов деятельности институтов высшего образования. Это подразумевает активное участие в разработке методологии и методик оценки вузов и ассоциаций (таких как International Association of University, IAU и European University Association, EUA), других профессиональных организаций, представителей организаций-работодателей, а также экспертов в области оценки результатов высшего образования. Подобный подход обеспечит понимание общих целей процедур оценки среди всех участников проекта и представителей различных заинтересованных организаций.

При разработке общей концепции проекта было рассмотрено несколько возможных направлений оценки результатов высшего образования как, например: содействие получению дополнительной информации, необходимой для дальнейшей разработки и развития политики в сфере высшего образования; подготовка основы для сравнительного анализа результатов между различными институтами высшего образования; предоставление информации для стратегического планирования в сфере высшего образования; а также выявление основных характеристик современного спроса на услуги в сфере высшего образования.

Характер будущего международного исследования будет зависеть от выбора соответствующей цели. Так, для получения информации, способствующей улучшению национальной политики в сфере высшего образования, потребуется проведение сравнительного анализа образовательных достижений учащихся различных вузов, сопряженного с анализом показателей социально-экономического положения студентов. Сравнительный анализ результатов обучения в различных вузах потребует использование данных по результатам обучения, собранных и предоставляемых самими вузами, а также необходимость учитывать результаты, рассчитанные на основании добавленной стоимости будущей оценки результативности вузов (value added by institutions). Источником для развития стратегического планирования вузов могут стать сравнительный анализ образовательных программ, а также сравнительный анализ результатов обучения в различных вузах. И, наконец, для всестороннего анализа потребительского спроса на услуги высшего образования потребуются данные о результатах обучения в целом по странам, данные сравнительного анализа результатов обучения по вузам, дополнительные контекстуальные данные о стоимости обучения, периодов (времени) обучения, институциональной поддержке и другие.

Принимая во внимание множественность возможных направлений, окончательный выбор цели исследования станет результатом политического решения всех стран-участниц проекта.

Практической реализации целей и задач исследования будут способствовать:

  • исследовательские мероприятия, направленные на развитие и улучшение национальной политики в сфере высшего образования (в то же время необходимо учитывать возможные сложности при формировании репрезентативной выборки из числа вузов стран-членов ОЭСР);
  • сравнительный анализ результатов деятельности вузов и/или образовательных программ. При этом необходимо принимать во внимание возможные ограничения расчетов вузами добавленной стоимости будущей оценки результативности, связанные с необходимостью учета качества предыдущих этапов образования, прежде всего, школьного образования, и анализа степени востребованности образовательных программ или вуза в целом. Наименьшие сложности может представлять оценка результативности вузов или факультетов в контексте ожидаемого уровня поступивших студентов;
  • анализ на основе сравнения общих, междисциплинарных компетенций, таких как способность выносить умозаключения на основе анализа и критическое мышление (analytical reasoning and critical thinking). Использование при анализе компетенций, в большей степени связанных с конкретными дисциплинами, потребует выработки высокодифференцированной стратегии оценки и будет осложнено необходимостью преодоления существующих культурных рамок. В то же время отсутствие прямой связи между рассматриваемой категорией компетенций с предметными (специфическими) компетенциями может осложнить их использование при сопоставительном анализе в связи с тем, что формирование предметных компетенций входит в число ключевых приоритетов деятельности вузов. Другими словами, при использовании подхода, полностью ориентированного на анализ общих междисциплинарных компетенций, существует риск получить оценки, не учитывающие результаты деятельности различных факультетов и отделений вузов и не затрагивающие уровень овладения предметными компетенциями. В результате проведенных методологических консультаций главным критерием осуществимости, достижимости, степени практической реализации нового проекта стало включение в анализ общих (междисциплинарных) и специфических (предметных) компетенций.
  • анализ сильных и слабый сторон функционирования институтов высшего образования в странах ОЭСР.
  • выявление и анализ междисциплинарных (transversal) и специфических (subject-specific) компетенций у студентов, о сформированности которых могут свидетельствовать навыки межличностного взаимодействия, такие как способность работать в команде или развитое чувство ответственности; некоторые аспекты самоорганизации и самоконтроля; ориентация на предпринимательскую деятельность или бизнес администрирование.
  • значимым для оценки качества результатов обучения в сфере высшего образования является успешное трудоустройство выпускников вузов и соответствующий анализ их результативности в условиях современного рынка труда на основе странового опыта исследований в этой области;
  • оценка результатов обучения высшего образования с учетом культурных особенностей и разнообразия.

На настоящем этапе разработки концепции исследования в отношении выборочной совокупности единого мнения пока не сформировалось. С точки зрения одной группы экспертов, структуру выборки исследования должны составить университеты и колледжи различного типа и профиля – от исследовательских университетов и политехнических институтов до гуманитарных колледжей, что позволит апробировать методику оценки результатов обучения одновременно в нескольких институциональных контекстах. По мнению другой группы экспертов, выборочная совокупность должна быть по возможности максимально однородной, обеспечивая сопоставимость результатов обучения в сфере высшего образования в международном масштабе.

В отношении целевой группы исследования принято к рассмотрению два подхода к оценке результатов обучения студентов. Согласно первому подходу, тестирование должно охватить студентов, обучающихся в вузе на этапе, предшествующем получению диплома, подтверждающего завершение первого уровня высшего образования (во многих странах-членах и странах-партнерах ОЭСР – степени бакалавра), что позволит оценить уровень профессиональной подготовки и квалификации, ожидаемый на этапе завершения студентом первого уровня высшего образования, то есть получения степени бакалавра не зависимо от периода обучения (три или четыре года). Этот подход представляется экспертам подходящим в связи с потребностью расширения взаимосвязи между высшим образованием и рынком труда. Альтернативным подходом является также оценка результатов обучения студентов через несколько лет после получения степени бакалавра.

Интерпретацию результатов тестирования планируется осуществлять через сравнение показателей, полученных по различным вузам без соотнесения с абсолютными показателями.

Рабочая группа экспертов выражает надежду, что вузы проявят высокую заинтересованность в новом международном исследовании, учитывая возможные перспективы привлечения новых студентов и средств финансирования для дальнейшего развития, которые открывают международная оценка и сравнительный анализ результативности программ обучения.

Следующее заседание рабочей группы пройдет в октябре 2007 г. в Корее, в рамках которой состоится обсуждение предварительной стратегии исследования и уточнение возможностей его практической реализации. В 2008 г. в Токио состоится Неформальная встреча министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, также посвященная проблемам оценки результатов деятельности институтов высшего образования. Более подробно о результатах встречи можно будет узнать в следующих выпусках Вестника международных организаций.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss