Скрыть
Раскрыть
 
журнал
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Образование, наука, новая экономика

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081



Контакты:

Почтовый адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала "Вестник международных организаций"

Фактический адрес: Малая Ордынка, 17, каб. 417.

Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23147 

E-mail: iorj@hse.ru


 

Индексирование

Сценарии будущего развития сферы школьного образования в странах ОЭСР

2006. Т. 1. № 5. С. 72–74 [содержание номера]
Сложность и неоднозначность общественного развития ведут к усилению социальной ответственности образования как социального института, но, несмотря на это, деятельность образовательных систем до сих пор зависит от стратегий краткосрочного развития, а перспективам будущего и модернизации уделяется недостаточно внимания. Отсутствие прогнозов относительно будущего развития школьного образования затрудняет и без того сложный процесс адаптации данной сферы к современным внешним условиям.
Высоко оценивая потенциал прогностического анализа при решении актуальных проблем в сфере школьного образования и обеспечении эффективности образовательной политики в данной сфере, Центр по исследованиям и инновациям в области образования ОЭСР (CERI) опубликовал новый отчет «Сценарии будущего развития сферы школьного образования в странах ОЭСР» (Think Scenarios, Rethink Education), резюмирующий промежуточные итоги широкомасштабного международного проекта «Школа будущего» (Schooling for Tomorrow)[1].
Опубликованный отчет отражает плюралистичность подходов к определению самого понятия «сценарий», методов разработки и применения сценариев; в нем содержатся практические рекомендации по построению сценариев будущего развития сферы школьного образования, представлен опыт некоторых стран по реализации прогностических инициатив, в частности Великобритании, Нидерландов, Новой Зеландии и Канады (провинция Онтарио).
Отчет состоит из двух частей, объединенных общей идеей необходимости широкого использования сценариев при формировании долгосрочных перспектив развития системы школьного образования в странах ОЭСР.
Центральным тезисом отчета является тезис об уникальной способности сценарно-прогностического подхода не просто предсказывать, но структурировать, формировать и упорядочивать будущее, что, несомненно, должно учитываться при развитии и модернизации системы школьного образования.
Первая часть «Разработка и использование сценариев как основа модернизации сферы образования» (Creating and Using Scenarios to Make a Difference in Education) раскрывает существующее многообразие подходов к определению и типологизации сценариев будущего развития применительно к системе школьного образования. Главы, представленные в первой части отчета, написаны ведущими экспертами в области сценарно-прогностического анализа, в числе которых Джей Огилви (Jay Ogilvy), Майкл Фуллан (Michael Fullan), Жан-Мишель Сосуа (Jean-Michel Saussois), Филип ван Ноттен (Philip van Notten), Раель Миллер (Riel Miller), а также Йонас Свава Иверсен (Jonas Svava Iversen). Большинство экспертов, принявших участие в подготовке отчета, входят в число ведущих экспертов в сфере планирования бизнеса, многие имеют широкий практический опыт в построении бизнес-сценариев.
Джей Огилви (Jay Ogilvy) обращается к рассмотрению методов и различных подходов к применению сценариев. Сравнивая сферу образования и бизнес среду, Огилви обращает внимание на существующее расхождение при выборе поведенческих стратегий у представителей данных сфер: незамедлительным действиям при принятии стратегических решений «люди образования» отдают предпочтение дискуссиям и обсуждениям. Сценрано-прогностический подход, с точки зрения Огилви, (i) способствует определению и обсуждению стратегических целей; (ii) стимулирует производство нового знания; (iii) лежит в основе дальнейшего развития и модернизации. Крайне важным при стратегическом планировании в сфере школьного образования является сопоставление сценариев позитивного и негативного развития, а также более систематическое обращение и применение принципов рыночной экономики.
Призывая к инновационным действиям в сфере школьного образования, Майкл Фуллан (Michael Fullan) говорит о необходимости формирования нового типа личности среди специалистов в области образования, от решительных и эффективных действий которого будет зависеть устойчивость развития системы образования, в том числе школьного образования. Пространственные размышления на тему будущего системы образования, с точки зрения Фуллана, как правило, недостаточны для достижения коренных институциональных изменений.
Жан-Мишель Сосуа (Jean-Michel Saussois) раскрывает основные характеристики сценариев через выделение «идеальных типов» и описывает ключевые этапы их разработки, опираясь на эволюцию и условия применения сценариев в сфере бизнеса и обращая внимание на релевантность использования сценариев при разработке и принятии решений в сфере образования. Жан-Мишель Сосуа предлагает двухуровневый подход к анализу будущего развития сферы школьного образования: через (i) определение социальной направленности школьного образования в контексте индивидуализации/ массовости образовательных услуг и (ii) изучение школьного образования через призму отношений спроса-предложения, в рамках которых институты школьного образования предоставляют образовательные услуги и с этой точки зрения могут рассматриваться как открытые и закрытые. Исходя из этого Ж.-М. Сосуа выделяет четыре типа сценариев развития сферы школьного образования:
- «консервативный» (“conservation” scenario) тип (закрытый социально ориентированный/ массовый);
- «адаптационный» (“survival” scenario) тип (закрытый индивидуальный);
- «трансформационный» (“transformation” scenario) тип (открытый социально ориентированный/ массовый);
- «рыночный» (“market” scenario) тип (открытый индивидуальный).
Филип ван Ноттен (Philip van Notten) понимает под сценарием «систему последовательных описаний гипотетических альтернатив будущего развития, отражающих различное видение тенденций прошлого, настоящего и будущего, которая служит основанием для принятия решений и осуществления деятельности». В центре внимания Ван Ноттена лежит типология методов построения сценариев, основанная на трех «макро» характеристиках – цель, форма, содержание, и подкрепляемая десятью вспомогательными «микро» характеристиками, производными от трех основных. Типология, предложенная Ван Ноттеном, демонстрирует существующее разнообразие подходов построения сценариев, способов и контекстов их применения, также как достигаемых с их помощью результатов. Также в своей главе Ван Ноттен обращается к вопросам эффективности применения сценарно-прогностического анализа и отстаивает высокую значимость сценарно-прогностического подхода в выработке долгосрочных перспектив развития.

Раель Миллер (Riel Miller) представляет область науки, изучающую аспекты развития будущего (Future Studies), повышенный интерес к которой в последнее время объясняется интенсивностью (скоростью) и сложностью происходящих изменений. Исследования развития будущего, считает Миллер, во многом схожи с историческим анализом и исторической наукой в целом, однако, на пути изучения будущего исследователи сталкиваются с качественно иными трудностями, такими, например, как принятие и освоение прогностических методов, основанных на экстраполяции прошлого. По мнению Миллера, использование сценариев способствует преодолению «подводных камней» прогностических подходов, что позволяет рассматривать сценарий в качестве ценнейшего инструмента анализа долгосрочного и стратегического развития.

Йонас Свава Иверсен (Jonas Svava Iversen) раскрывает методологию построения сценариев с точки зрения их практического использования, последовательно описывая этапы, критическое осмысление которых позволяет определить и своевременно выявить возможные преимущества и недостатки используемого метода.
Во второй части «Практика применения сценариев развития сферы школьного образования» (Futures Thinking in Action) рассматриваются страновые практики применения сценарно-прогностического подхода в процессе реформирования национальных образовательных систем, в том числе сферы школьного образования. Описание странового опыта сопровождается комментариями и рекомендациями ведущих экспертов в области развития будущего. Среди стран, активно применяющих метод построения сценариев в процессе реформирования и модернизации школьного образования, отмечены Англия, Нидерланды, Новая Зеландия и провинция Онтарио (Канада).
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss