|
||||
Контакты редакцииПочтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Редакция журнала "Вестник международных организаций" Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308 Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150
|
Диденко Д.Российские интеллектуальные услуги и их конкурентоспособность по данным внешнеторговой статистики
2014.
Т. 9.
№ 1.
С. 88–106
[содержание номера]
Диденко Дмитрий Валерьевич – канд. ист. наук, аналитик 1 категории государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»,107996, Российская Федерация, Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9; E-mail: ddidenko@bloomberg.net На основе анализа данных международных организаций (ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ОЭСР) и Банка России рассматривается проблема конкурентоспособности российского интеллектуального производства в секторе услуг. В качестве теоретической базы используется концепция креативной экономики, сформулированная в ходе дискуссий ученых (см., например, [Хокинс, 2011; Флорида, 2007]) и совместных усилий международных организаций (ВОИС, ВТО, ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД) по статистическому измерению процессов интеллектуализации и глобализации экономики как ведущих тенденций современного мирового развития. Для оценки реализованной конкурентоспособности применяются широко используемые в литературе относительные показатели: 1) коэффициент покрытия импорта экспортом; 2) коэффициент чистого экспорта; 3) коэффициент выявленных сравнительных преимуществ – индекс Балашша. Делаются следующие выводы: – На мировом рынке услуг субъекты российской экономики скорее склонны показывать повышенную интеллектуалоемкость и конкурентоспособность по сравнению с рынком товаров. – Как и в секторе товаров, в секторе услуг отмечается склонность субъектов российской экономики предъявлять больший спрос на импорт интеллектуалоемкой продукции по сравнению с ее экспортом. – Сравнительно высокий объем накопленного человеческого капитала говорит о сохранении значимого с мировой точки зрения потенциала конкурентоспособности российской интеллектуалоемкой экономики. – Данные Банка России, как и ЮНКТАД, показывают возрастание интеллектуалоемкости российской внешней торговли услугами и наличие тенденции к улучшению показателей их конкурентоспособности. Но в отличие от данных ЮНКТАД по основной группе интеллектуальных услуг,данные ЦБ РФ по их расширенной группе показывают пониженные значения показателей конкурентоспособности. – Конкурентоспособность российских образовательных услуг реализуется в значительной мере в ценовой, а не качественной области и во многом носит инерционный характер, используя заделы советского периода. – Перспективными сегментами российских интеллектуальных услуг представляются услуги в области научных исследований и разработок; в сфере рекламы, маркетинга, изучения общественного мнения; инженерные и технические услуги; а также компьютерные и информационные услуги. Рынки стран СНГ и, в меньшей степени, Восточной Европы в этом отношении представляются наиболее перспективными. В сфере образовательных услуг перспективными экспортными рынками, помимо стран СНГ, могут стать Индия и Китай.
Библиографическое описание:
Диденко Д. В. Российские интеллектуальные услуги и их конкурентоспособность по данным внешнеторговой статистики// Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 1. С. 88–106.
|
|||