|
2012. т. 7. №2
Тема номера: Новые формы глобального регулирования
|
Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования
|
5–29
|
В статье представлен анализ развития механизмов глобального регулирования банковского сегмента финансового сектора мировой экономики. Особое внимание уделено процессам, начавшимся в данной сфере в период мирового финансового и экономического кризиса на фоне активизации деятельности ключевых международных институтов. Целью исследования является выявление и анализ происходящих изменений в системе глобального регулирования банковского сегмента, дающие возможность определить вероятные пути ее дальнейшей эволюции. Рассмотрены реформы в четырех приоритетных областях: новые стандарты банковского капитала и ликвидности (Базельские стандарты), практики компенсационных выплат, стресс-тестирование, бухгалтерский учет и оценка справедливой стоимости компаний. Анализ этих реформ свидетельствует о том, что эффективность разработки и внедрения новых механизмов глобального регулирования в этих областях банковского сегмента неодинакова. Причиной этого является недостаточная и несвоевременная активность международных финансовых и экономических институтов, а также неисполнение вырабатываемых ими рекомендаций на страновом уровне. Мониторинг и анализ трудностей, с которыми сталкивается выработка и внедрение новых регуляторных механизмов в рассматриваемой сфере, позволяет спрогнозировать пути и сроки дальнейшего развития глобального регулирования банковского сегмента финансового сектора мировой экономики. В статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году. |
|
30–63
|
Статья посвящена оценке вклада «Группы двадцати» и «Группы восьми» в создание новых и развитие существующих форм глобального и регионального коллективного регулирования. Сравнение эффективности этих институтов, основанное на парадигме функционального анализа, позволяет оценить вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати» в развитие новых форм регулирования по трём группам индикаторов: реализация функций глобального управления, включая подотчётность и исполнение обязательств; вклад в глобальную повестку дня и взаимодействие с другими международными институтами. Таким образом, анализ способствует построению поддающейся количественному анализу базы данных для оценки эффективности «восьмёрки» и «двадцатки» и формированию прогноза об их роли в развитии коллективного регулирования в будущем. Проанализировав массив документов «Группы двадцати» и «Группы восьми», авторы делают вывод о важности разделения труда между этими институтами, а также другими международными организациями, что значительно усиливает их потенциал по совершенствованию форм коллективного регулирования. В статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году. |
|
64–67
|
В предлагаемой Вашему вниманию статье рассматривается проблема легитимности «Группы двадцати», роль легитимности в деятельности «двадцатки» и возможные пути повышения эффективности «Группы двадцати» в условиях дефицита легитимности. Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в2011 г. |
|
68–74
|
В предлагаемой Вашему вниманию статье анализируются материалы встреч в рамках БРИК и БРИКС с изложением позиций их участников по различным аспектам международной повестки дня, прослеживается эволюция идеологических принципов БРИКС. Автор также анализирует возможности и потенциал БРИКС как альтернативного форума глобального регулирования, приходя к выводу, что завышенные ожидания на «революционный» потенциал БРИКС в мировой политике пока не оправдались. Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в2011 г. |
|
75–85
|
В результате сравнительного рассмотрения проблем в Топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) государств БРИКС обоснована специфика направлений их решения в отраслях: нефти, газа, угля и урана. Выявлена динамика дефицита, избытка названных видов минерального сырья, решение которых предусматривается в перспективах сотрудничества государств БРИКС. Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в2011 г. |
|
86–100
|
В статье представлены актуальные проблемы и проанализированы возможности российской помощи развитию, рассмотрен опыт проектов на основе трехстороннего сотрудничества и продемонстрирован механизм реализации таких проектов. Автор исследует возможности использования этого опыта для оказания Россией эффективной помощи развитию. |
Инновации и глобальная экономика
|
101–117
|
В статье анализируется инновационная политика России, показаны причины отставания в данной сфере от большинства развитых и развивающихся стран. Авторы рассматривают особенности отечественного научно-технологического комплекса, проводят межстрановой сопоставительный анализ продуктивности, результативности научной и инновационной деятельности. Особое внимание уделяется изучению расширения возможностей России в международной научно-технологической кооперации, а также препятствий и ограничений на этом пути. В заключение даются рекомендации по повышению эффективности функционирования национальной инновационной системы России. Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в2011 г. |
Региональные интеграционные процессы
|
118–132
|
В статье анализируется влияние ныне существующих и потенциальных международных организаций на выработку и осуществление политического курса стран постсоветского пространства в Европе. Формирование суверенной государственности Беларуси, Молдовы и Украины происходит в условиях динамично меняющейся обстановки не только внутри их самих, но и в масштабе региона (Восточная Европа), континента и мира. Процессы глобализации и регионализации затрагивают все большее пространство и все сильнее влияют как на внешнюю, так и внутреннюю политику новых независимых государств. В условиях глобализации ведущие страны мира предпринимают попытки освоения и структуризации происходящих процессов посредством создания интеграционных объединений, позволяющих эффективно реагировать на изменения современного мира. Регион, к которому принадлежат Беларусь, Украина и Молдова, находится в сложном геополитическом окружении, зажат между двумя интегрирующимися объединениями: расширенным Европейским союзом на западе и формирующимся Евразийским союзом, предлагаемым Россией на востоке. Ввиду отсутствия реальной возможности объединения обеих структур для генерирования синергического эффекта общеевропейской интеграции, западные и восточные организации находятся друг с другом в состоянии конкурентных и альтернативных отношений. Соответственно, государства Восточной Европы подвергаются влиянию обеих группировок, что ставит перед ними стратегическую дилемму и вынуждает осуществить выбор направления интеграции. Статья освещает структуру и динамику международного сотрудничества стран Восточной Европы, генезис, практику и перспективы политики постсоветских государств в Европе в отношении существующих международных организаций и инициатив, а также содержит прогноз развития расстановки сил в регионе и его влияния на глобальную и европейскую стабильность. |
|
133–143
|
Статья посвещена основным признакам наднациональности. Автор исследует наднациональность как правовую категорию, обращает внимание на разные концепции наднациональности. Особое внимание в статье уделяется определению наднационального характера международнойорганизации. |
|
144–162
|
В статье анализируются сходства и различия двух наиболее влиятельных организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АСЕАН и АТЭС. Исследуется их происхождение, современное состояние и перспективы развития. В статье показано, что в интересах участников поддерживать обе организации, что позволит эффективно отстаивать национальные приоритеты. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что с точки зрения исполнения обязательств АСЕАН является более эффективной структурой, нежели АТЭС. Об этом говорит хотя бы тот факт, что АСЕАН является центром таких недавно созданных межправительственных организаций как «АСЕАН+3» и Восточно-Азиатский саммит. Однако АСЕАН и АТЭС не являются конкурирующими структурами, так как изначально они создавались для различных целей и под влиянием различных факторов. Следовательно, страны АСЕАН заинтересованы в участии в АТЭС так же, как и члены АТЭС – в сохранении АСЕАН |
|
|