|
2012. т. 7. №1
Тема номера: Высшее образование: в поисках ответов на новые вызовы
|
От редактора
Международный опыт ранжирования в высшем образовании
|
9–33
|
Представляем Вашему вниманию перевод статьи «Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования», опубликованной в журнале Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР «Управление и политика в высшем образовании» в2010 г. Авторы статьи анализируют необходимость разработки новых инструментов транспарентности в сфере высшего образования, которые могли бы информировать стэйкхолдеров о качестве университетов. Сначала вниманию читателей предлагается общий обзор концепции инструментов обеспечения прозрачности и характеристика тех инструментов, которые доступны и используются сегодня. Далее осуществляется критический анализ методологий существующих инструментов транспарентности. Особое внимание авторы статьи уделяют проблеме надежности источников данных для оценки транспарентности, рискам, ввязанным с использованием таблиц лиг в качестве инструмента транспарентности, а также трудностям применения композитных индикаторов. В заключении авторы предлагают использовать многомерное ранжирование как новый принцип обеспечения транспарентности. |
|
34–69
|
В статье раскрывается содержание проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ. Приводятся основные положения методологии сравнительного анализа глобальных, национальных и специализированных рейтингов, выполняемого в рамках проекта для выработки элементов модельной методологии ранжирования российских вузов с учетом международного и российского опыта. |
|
70–121
|
В статье представлены результаты сравнительного анализа наиболее известных зарубежных методологий ранжирования высших учебных заведений. Сравнительный анализ выполнен в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ.Сравнительный анализ методологий и ключевых параметров разнообразных систем ранжирования, принятых в зарубежной и международной практике, составляет основу общей методологии исследовательского проекта. Как ключевой инструмент достижения главных целей проекта, призван выявить элементы модельной методологии рейтингования российских вузов. 15 общих параметров, принятых за основу сравнительного анализа, обеспечили общую структуру и логику последовательного анализа каждого из подходов, позволили произвести горизонтальное сравнение подходов, отличающихся друг от друга по типу методологий (глобальные/ национальные/ специализированные ранжирования и классификации), систематизировать лучшие практики и оценить их сильные и слабые стороны. Единая аналитическая рамка обеспечила основу для сравнительного анализа методологий ранжирования по группам и их оценки относительно критериевIREG. |
|
122–155
|
В статье представлена концепция ранжирования российских вузов, разрабатываемая в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ. Дается детализированное описание элементов модельной методологии ранжирования, учитывающей особенности, цели и задачи развития российской системы высшего образования на современном этапе. |
Инструменты интернационализации высшего образования
|
156–171
|
Авторы рассматривают инициативы, предпринятые Правительством РФ в последние годы, направленные на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов для работы в российских вузах. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются вузы и приглашённые специалисты в процессе трудоустройства и последующего пребывания в России. Приведены практики привлечения иностранных научно-педагогических работников в зарубежных странах. |
Третья роль университетов
|
172–188
|
Представляем Вашему вниманию перевод статьи «Участие вузов в региональном развитии: создание потенциала в условиях малоинновационной среды», опубликованной ОЭСР в журнале «Управление и политика в высшем образовании», том 21/1,2009 г. В статье рассматривается проблема взаимодействия вузов с регионом, при этом особое внимание уделяется успешному опыту северо-восточных английских университетов в создании устойчивых партнерств с предприятиями и организациями недостаточно развитого экономически региона Англии. Анализируя этот опыт, авторы выявляют внешние и внутренние условия, необходимые для обеспечения благоприятной среды для трансфера знаний и создания успешных партнерств вузов с регионом. |
|
189–202
|
На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты. |
|
203–218
|
Статья обращается к вопросам социальной ответственности ВУЗа перед выпускниками, работодателями, обществом и регионом. На примере опыта взаимодействия ФБГОУ ВПО «Тюменского государственного нефтегазового университета» со своими региональными партнерами, выявляется специфика социальной ответственности университета, направленная на удовлетворение потребностей Западно-Сибирского региона и подготовку специалистов для конкретной отрасли – нефтегазового производства. В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. Представляется актуальным концентрация усилий институтов государства в направлении повышения координации различных социальных агентов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования в условиях современного российского рынка труда в целом и в условиях конкретного региона в частности, и способствуют выявлению степени социальной ответственности институтов государства. Авторы рассматривают основные направления взаимодействия университета с региональными партнерами, анализируют мнения работодателей о качестве подготовки выпускников и предлагают принципы социальной ответственности ВУЗов в решении проблем качества подготовки и трудоустройства выпускников. Статья подготовлена по итогам мониторинга мнения экспертов - работодателей о качестве подготовки выпускников регионального ВУЗа. |
|
|