|
2010. т. 5. №1
|
Актуальная тема
|
4–10
|
Мешкова Татьяна Анатольевна – к.полит.н., директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; TMeshkova@hse.ru В статье рассматриваются основные факторы, способствующие формированию в России инновационной экономики, основанной на знаниях. Дается предварительная оценка того, какую роль могут играть российское образование и наука в решении задач модернизации экономики с учетом исторических особенностей их развития, их текущей конкурентоспособности, новых требований к их качеству и эффективности, а также с учетом международных тенденций и стратегических приоритетов развития образования, науки и инноваций. Подчеркивается необходимость проведения объективной оценки конкурентоспособности российского образования и науки, определения возможных точек роста, сильных и слабых сторон российской инновационной системы, а также разработки необходимых мер для превращения человеческого капитала в реальный ресурс социально-экономических преобразований в России. В материале также представлены публикуемые в данном номере аналитические статьи, в которых рассматриваются различные аспекты инновационной политики, анализируется успешный зарубежный и отечественный опыт реализации некоторых важных направлений политики по развитию человеческого капитала. |
Аналитические материалы
Наука, образование, инновации – три опоры модернизации: международные тенденции и стратегии
|
11–26
|
Киселев Владимир Николаевич - заведующий отделом исследований международной научной и инновационной политики Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки Российской Федерации; E-mail: vnkiselev@rambler.ru Мешкова Татьяна Анатольевна – к.полит.н., директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: TMeshkova@hse.ru Шадрикова Арина Петровна – м.н.с. Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: ashadrikova@hse.ru Яковлева Александра Федоровна – к.полит.н., заместитель директора Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: afyakovleva@hse.ru В статье анализируются концептуальные основы Инновационной стратегии ОЭСР. В частности, дается определение инноваций, выявляются основные факторы, влияющие на инновационную политику и развитие международного сотрудничества в инновационной сфере, а также описываются основные направления работы по подготовке Инновационной стратегии ОЭСР. Особое внимание уделено актуальности Инновационной стратегии для России. В статье также представлены переводы Промежуточного доклада по Инновационной стратегии ОЭСР и Политических Принципов Инновационной Стратегии ОЭСР. |
|
27–32
|
Проскурякова Лилиана Николаевна – к.полит.н., н.с. Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: lproskuryakova@hse.ru Принципы и приоритеты инновационной деятельности, а также рекомендации в области инновационной политики Организации экономического сотрудничества и развития будут окончательно оформлены в Инновационной стратегии ОЭСР в 2010 г. Инновационная стратегия инкорпорирует такие важные социальные аспекты, как принципы устойчивого («зеленого») роста, проблемы образования и занятости в сфере науки и инноваций, ориентация инновационной активности на повышение благосостояния граждан и поиск ответов на глобальные вызовы. В своей исследовательской и нормативной деятельности в сфере инноваций ОЭСР учитывает роль нетрадиционных акторов инновационного процесса (пользователей, исследовательских университетов и др.), а также новые подходы к измерению инноваций. Россия может ускорить переход к инновационной модели развития благодаря адаптации и применению разработок ОЭСР, повышению результативности реализации собственных нормативно-правовых документов, регулирующих сферу науки и новаций, а также более последовательной интеграции в международные программы кооперации. |
|
33–50
|
Лобза Екатерина Валериевна - к.и.н., доцент кафедры «Инновации и бизнес в сфере ИТ» факультета бизнес - информатики Государственного университета - Высшей школы экономики; elobza@hse.ru Бортвин Дмитрий Олегович - студент 1-го курса магистратуры факультета бизнес - информатики Государственного университета - Высшей школы экономики; bortvin_do@mail.ru Хасаншин Рустам Равилевич – студент 1-го курса магистратуры факультета бизнес - информатики Государственного университета – Высшей школы экономики; rustam.khas@gmail.com В статье представлены результаты анализа трех систем индикаторов мониторинга развития информационного общества и экономики знаний различных международных организаций: - Networked Readiness Index (NRI) – индекса сетевой готовности, который составляется в рамках сотрудничества Всемирного Экономического Форума и бизнес-школы INSEAD;
- ICT Development Index (IDI) – индекса развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), разрабатываемого Международным Телекоммуникационным Союзом;
- Knowledge Economy Index (KEI), являющегося частью методологии, разрабатываемой Всемирным банком,
Статья так же отражает результаты проведенного анализа позиции России в мировом рейтинге в 2002- 2009 гг. согласно изучаемым индексам. Актуальность изучения существующих систем мониторинга объясняется тем, что на современном этапе развития переход к информационному обществу и экономике знаний (далее по тексту ИО и ЭЗ) становятся одним из решающих элементов национальной стратегии повышения конкурентоспособности страны на международной арене. Разнообразие предлагаемых методик систем индикаторов развития ИО и ЭЗ привело к появлению различных оценок, поэтому анализ существующих методик, выявление их особенностей, наряду с анализом текущих показателей, согласно рассматриваемой методике, является необходимой составляющей объективной оценки инновационного потенциала страны, её конкурентных преимуществ и будущих перспектив развития. |
|
51–62
|
Железов Борис Валерьевич – к.полит.н., заместитель проректора, начальник Управления международной академической мобильности Государственного университета – высшей школы экономики; E-mail: bzhelezov@hse.ru Статья рассматривает основные итоги международного сравнительного исследования по политике признания результатов неформального и информального образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР, осуществленного Комитетом по образовательной политике Директората по образованию ОЭСР в период с 2006 по 2008 г. Автор анализирует складывающиеся национальные практики признания результатов неформального и информального образования в 22 странах, принявших участие в исследовании, сопоставляет достижения и проблемы на пути реализации данного направления политики, оценивает роль институтов формального образования в данном процессе, на основании проведенного анализа предлагает типологию моделей признания НИО в разных странах. |
|
63–78
|
Яковлева Александра Федоровна – к.полит.н., заместитель директора Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: afyakovleva@hse.ru С 2007 г. ОЭСР реализует специальный аналитический проект «Профессиональное образование и подготовка» (VET). В статье анализируется политика стран ОЭСР в области профессионального образования и подготовки и выработанные ОЭСР рекомендации по преодолению проблем в сфере VET, предложенные в докладе ОЭСР 2009 года «Обучение для работы». Рассматриваются такие аспекты, как нахождение баланса между потребностями работодателей и предпочтениями учащихся, требования рынка труда, проблемы преподавания в учреждениях VET и на рабочем месте, вопросы повышения эффективности сотрудничества между правительством, работодателем и учащимся, финансирования, управления VET. Особое внимание уделяется актуальности создания системы VET в России. |
|
79–95
|
Салми Джамиль – PhD в области проблем развития, специалист по экономическим вопросам образования, координатор программ и проектов в сфере высшего образования Всемирного банка, член экспертной группы ОЭСР по оценке результатов обучения в высшем образовании, член редакционного комитета журнала ОЭСР по вопросам управления и политики в сфере высшего образования; E-mail: Jsalmi@worldbank.org Данный материал представляет собой сокращенный перевод 10 главы, изначально опубликованной в Сборнике ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация» (Higher Education to 2030 – Volume 2: Globalisation) В главе рассматривается вопрос, каким образом можно обеспечить условия для устойчивого финансового развития высшего образования во всем мире. В первой части представлен анализ потенциального влияния демографических изменений, а также новых моделей предоставления образовательных услуг (delivery models) на финансирование высшего образования в мире. Далее следует обзор основных альтернатив по финансированию высшего образования на сегодняшний день, внимание акцентируется на различных моделях распределения средств (allocation models). В заключении представлены три возможных сценария будущего развития финансирования высшего образования. Вашему вниманию предлагается перевод разработанных сценариев. С полным вариантом перевода можно познакомиться на сайте Института международных организаций и международного сотрудничества. |
Приглашение к дискуссии
|
96–106
|
Представляем проект документа «Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020», разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Национального фонда подготовки кадров в декабре 2009 г. Проект документа прошел публичное обсуждение в рамках конференций и научно-практических семинаров, публикаций в СМИ. Полученные предложения и замечания позволили отразить в проекте Концепции опыт и позиции широкого круга участников. |
|
|