3-4 апреля 2008 г. в Лиссабоне (Португалия) состоялась международная конференция «Роль высшего образования в развитии общества знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society), организованная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Министерством науки, технологий и высшего образования Португалии. В составе российской делегации в конференции приняли участие заместитель директора Национального аккредитационного агентства РФ Галина Николаевна Мотова, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Ирина Вадимовна Аржанова и директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ВШЭ Татьяна Анатольевна Мешкова. Конференция проходила в одном из ведущих вузов Португалии - Instituto Superior de Ciencias do Trabalho e da Empresa (ISCTE), являющимся одним из международно признанных центров социологических исследований, а также исследований в области образовательной и научно-технической политики.
На конференции были подведены итоги трехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию» (OECD Thematic Review of Tertiary Education), в котором приняли участие 24 страны, включая Россию. Российское участие в проекте координировал Информационно-координационный центр по взаимодействию с ОЭСР ГУ-ВШЭ.
Основной целью конференции, как и проекта ОЭСР в целом, было обсуждение наиболее оптимальных и эффективных путей развития высшего образования в условиях повышения спроса на высшее образование, расширения функций вузов, возрастания роли высшего образования в решении целого ряда социально-экономических задач, стоящих перед современными обществами.
Основной цели конференции соответствовала программа конференции, в которую помимо пленарных выступлений, вошли параллельные круглые столы (workshops), объединившие самых разных участников образовательного процесса (представителей министерств, экспертов в области образовательной политики, руководителей и преподавателей вузов, представителей международных и национальных агентств обеспечения качества образования, работодателей, студентов) и направленные на открытый обмен мнениями по следующим вопросам:
- Каковы основные вызовы, с которыми сталкиваются современные системы высшего образования?
- Какие инновационные решения могут быть предложены для ответа на эти вызовы?
- Какие приоритетные меры необходимо предпринять на национальном и международном уровнях для эффективного развития высшего образования?
Конференцию открыли выступления министра науки, технологий и высшего образования Португалии Жозе Мариано Гаго (Jose Mariano Gago) и заместитель Генерального Секретаря ОЭСР Аарт де Джеус (Aart de Geus).
Основные результаты проекта «Тематический обзор по высшему образованию» были представлены экспертами Директората ОЭСР по образованию Пауло Сантьяго, Карин Трамбле и Эстер Басри.
С ключевыми докладами на конференции выступили профессор Университета Помпеу Фабра (Испания) Андрю Мас-Колелл (Andreu Mas-Colell), посвятивший свое выступление анализу роли высшего образования в решении современных социально-экономических задач, и профессор Лондонской школы экономики Николас Барр (Nicholas Barr), рассмотревший вопросы взаимосвязи финансирования высшего образования с задачами обеспечения его качества и доступности.
На конференции был представлен проект итогового доклада по проекту «Tertiary Education for the Knowledge Society. OECD Thematic Review of Tertiary Education: Synthesis Report», окончательная версия которого, как ожидается, будет опубликована в мае 2008 года. Итоговый доклад представляет собой уникальное, беспрецедентное по объему (более 500 страниц, объединенных в три тома) и охвату рассматриваемых вопросов издание, не только обобщающее наиболее успешный опыт политики в области высшего образования всех стран-участниц проекта, но и содержащее целый набор рекомендаций по совершенствованию образовательной политики, которое органы управления образованием и вузы могут использовать с учетом особенностей национального контекста и особенностей развития образования. В число рекомендаций вошли, в том числе, необходимость создания условий для большей автономии и диверсификации вузов; необходимость разделения бремени государственного финансирования между государством и другими заинтересованными сторонами (в том числе через введение дифференцированной платы за обучение при одновременном развитии систем социальной и финансовой поддержки учащихся из семей с низкими доходами); а также необходимость развития национальных стратегий интернационализации высшего образования в условиях реального функционирования глобального рынка образовательных услуг. В доклад, в том числе, вошли следующие вопросы:
- Уточнение основных рамок исследования: роль, основные тенденции и проблемы высшего образования.
- Определение вектора развития: курс на стратегическое управление системой высшего образования.
- В поисках соответствия стратегий финансирования высшего образования приоритетам национального развития.
- Создание условий для обеспечения и совершенствования качества высшего образования.
- Обеспечение равенства в сфере высшего образования.
- Укрепление роли высшего образования в сфере науки и инноваций.
- Развитие профессиональной карьеры преподавателей в новых социально-экономических условиях.
- Укрепление взаимосвязи высшего образования с рынком труда.
- Опыт интернационализации: формирование национальных стратегий развития высшего образования.
- Определение направлений дальнейшего развития: выработка политических рекомендаций.
- Совершенствуя базу научного знания для содействия политики в сфере высшего образования.
В приложениях к докладу представлено описание структуры и масштаба систем высшего образования стран, участвующих в проекте ОЭСР.
Институт международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ планирует сделать перевод итогового доклада по проекту ОЭСР, а также подготовить серию аналитических публикаций в журнале «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика», освещающих результаты проекта ОЭСР.
Участие России в проекте ОЭСР должно способствовать более адекватному отражению потенциала российской системы высшего образования в межстрановых сопоставительных исследованиях ОЭСР, повышению авторитета нашей страны на международном рынке образовательных услуг, закреплению за Россией статуса индустриально развитой страны, активно позиционирующей себя в глобальной экономике, основанной на знаниях (что особенно важно в контексте текущих переговоров между Россией и ОЭСР о вступлении нашей страны в эту авторитетную международную организацию). Доклад о системе высшего образования России, как и доклады других стран-участниц проекта размещен на сайте проекта в разделе Country Backgroung Reports.