|
2008. т. 3. №1
|
Актуальная тема
|
4–11
|
Мешкова Татьяна Анатольевна – кандидат политических наук, директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики Результаты международного исследования знаний и компетенций школьников PISA-2006 показали, что некоторые страны достигли существенного прогресса в уровне образовательных достижений школьников в период с 2000 года. Во многих странах результаты международной программы оценки образовательных достижений школьников PISA являются предметом оживленных дискуссий, также как и основой совершенствования национальных образовательных политик и корректировки национальных стратегических планов развития сферы образования. Однако, так происходит не всегда. Статья представляет анализ результатов участия России в международном исследовании по оценке образовательных достижений школьников. Автор размышляет о причинах низких показателей уровня образовательных достижений российских школьников. |
Аналитические материалы
|
12–37
|
Семенов Евгений Васильевич – доктор философских наук, профессор, директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) Главной целью статьи является критический взгляд на концептуальные основы государственной научно-технической политики в России за последние 15 лет. Рассматривая научно-техническую политику в России как систему, автор обращается к анализу значимых для системы элементов, прежде всего, системы органов, ответственных за управление и планирование в научно-технической сфере, законодательства в научно-технической сфере, а также особенности системы финансирования научно-технической сферы в России. В развитии научно-технической сферы пост-советсткой России автор выделяет три ключевых периода: первый этап реформирования (конец 1991 г. - июнь/июль 1996 г.), период стагнации (середина 1996 г. - весна 2004 г.) и второй этап реформирования (весна 2004 - н.в.), и последовательно анализирует каждый из них. |
|
38–45
|
Шумилов Владимир Михайлович - Доктор юридических наук, заведующий кафедрой публичного права Всероссийской академии внешней торговли В статье рассматриваются возможные выгоды и преимущества от будущего присоединения России к ВТО в контексте соблюдения прав интеллектуальной собственности для различных сфер, включая образование. Автор прогнозирует наиболее очевидные проблемы от вступления России в ВТО, обращая внимание на необходимость и важность соблюдения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в рамках ГАТС в части образовательных услуг. Завершая анализ, автор комментирует соответствие российского законодательства нормам и принципам ТРИПС, и отмечает важность приведения национальной образовательной политики в соответствие требованиям различных режимов международного права интеллектуальной собственности, а также определения приоритетов развития национальной сферы образования в соответствии с ТРИПС. |
|
46–53
|
Перфильева Ольга Владимировна - заместитель директора Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ – ВШЭ, корреспондент-исследователь от РФ в Европейском центре знаний в области молодежной политики Партнерства Совета Европы и Европейской комиссии В статье рассматривается новая инициатива Европейского союза по созданию Европейского технологического института, призванного обеспечить и закрепить темпы роста инновационного и технологического развития Европы, испытывающей острую потребность в преодолении и противостоянии вызовам глобализационных процессов. Европейский технологический институт рассматривается как новая форма сотрудничества в рамках таких ключевых сфер инновационного развития как образование, инновации и наука, как новая модель управления современными процессами технологического развития на основе многостороннего сетевого взаимодействия. Автор анализирует структуру и механизмы функционирования Европейского технологического института с точки зрения эффективности и успешности, обращается к вопросам практической пользы и значимости описываемой модели сотрудничества внутри и за пределами Евросоюза, включая и третьи страны, а также ее возможности ее реализации в различных национальных контекстах. Большое значение уделяется инновационному подходу к обеспечению устойчивости отдельной системы сетевого взаимодействия за счет включения в систему таких специальных внутренних механизмов как самооценка и самовоспроизводство системы. В статье также представлен перечень специальных терминов, в которых определяется концепция Европейского технологического института. |
Саммиты, конференции, семинары
|
54–58
|
90-я сессия Комитета ОЭСР по научно-технической политике состоялась в Париже 25–26 октября 2007 г. Помимо процедурных вопросов, связанных с утверждением программы сессии, оценкой итогов реализации Рабочей программы и бюджета Комитета в течение 2007–2008 гг., отчетом о работе предыдущей 89-й сессии и выбором председателя, двухдневная работа сессии Комитета оказалась насыщенной по количеству затронутых тем, представленных презентаций и отчетов о завершившихся и текущих проектах. |
|
59–60
|
91-я сессия Комитета ОЭСР по научно-технической политике состоится 3–4 марта 2008 г. в Осло (Норвегия) в формате специальной встречи Комитета на высшем уровне. Встреча призвана стать аналогом встреч министров образования стран – членов и стран – партнеров ОЭСР, уже дважды предварявших регулярные сессии Комитета ОЭСР по образовательной политике. |
|
61
|
3–5 марта 2008 г. в Сан Доминго (Доминиканская Республика) пройдет Второй глобальный образовательный форум ОЭСР «Повышая эффективность образовательных систем» (Improving the Effectiveness of Education Systems), который будет посвящен вопросам совершенствования процесса преподавания, подготовки преподавателей, а также обсуждению и оценке инноваций в сфере образования. В рамках форума состоятся рабочие заседания и семинары, посвященные обсуждению результатов завершившихся и текущих проектов Директората ОЭСР по образованию. |
Новые проекты
|
62–65
|
Проект «Международная мобильность ученых» (International Mobility of Researchers) реализуется Специальной группой по управлению и финансированию деятельности научно-исследовательских институтов (Ad hoc Group on Steering and Funding of Research Institutions) Комитета ОЭСР по научно-технической политике с 2006 г.1 в рамках Рабочей программы и бюджета Комитета на 2007–2008 гг. Исследование ориентировано на изучение процессов профессиональной мобильности среди высококвалифицированных специалистов в области науки и инноваций, прежде всего, ученых, инженеров и исследователей. |
Обзор публикаций
|
66–76
|
Публикуемый один раз в два года Справочник ОЭСР по вопросам науки, технологий и промышленности объединяет более 200 международно-сопоставимых показателей, позволяющих определить динамику реализации национальных инновационных стратегий и основные тенденции развития в научной, технологической и промышленной областях в странах – членах и странах – партнерах ОЭСР. Цель издания Справочника – информирование представителей органов государственной власти по вопросам, имеющим высокую политическую важность. |
|
|