Обращаем Ваше внимание на новые публикации, подготовленные Институтом международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ, которые в настоящее время находятся в печати. Данные публикации представляют результаты проектов, реализованных ИМОМС в 2007 г.
Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. Введение в проект (Tuning Educational Structures in Europe. Universities’ Contribution to Bologna Process. An Introduction).
«Настройка образовательных структур в Европе» – это университетский проект, цель которого – предложить всесторонний подход к реализации задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Проект предлагает комплексную методологию разработки, реализации и оценки образовательных программ для каждого из двух уровней обучения, что необходимо для обеспечения их сопоставимости, совместимости и прозрачности.
В данном издании содержатся ключевые документы, выработанные в рамках проекта. Они отражают консенсус, достигнутый участниками по предметным областям.
В России аналогичный проект реализуется с 2006 г. Стратегическая цель проекта – обеспечить профессорско-преподавательский состав российских вузов соответствующей принципам формирования общеевропейского пространства высшего образования методологией разработки и представления структуры и содержания учебных программ по широкому спектру дисциплин.
Данный материал будет полезен институтам высшего образования, реализующим меры по формированию общего пространства высшего образования в рамках Болонского процесса, поможет им выбрать и использовать инструменты, наиболее подходящие для адаптации или разработки образовательных программ, максимально отвечающих потребностям современного общества и глобальным тенденциям развития высшего образования.
Сборник аналитических материалов по сотрудничеству в области образования со странами Европы в рамках реализации «дорожной карты» Россия –ЕС
Авторский коллектив. Издательский дом ГУ ВШЭ
На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2005 г. были приняты «Дорожные карты» по четырем общим пространствам России и ЕС. Принятие «дорожной карты» по образованию, науке и культурным аспектам создает принципиально новые возможности для сотрудничества России и ЕС в области образования и научных исследований. Россия приобретает новый статус по сравнению с другими «третьими» странами, который позволяет ей более активно участвовать в проектах Европейского союза, направленных на поддержку интеграционных процессов в Европе в области научных исследований и образовании.
В сборнике представлен анализ основных программ в сфере образования, реализуемых в России при участии Европейского союза с 1993 г.; оценка эффективности реализации программ поддержки мероприятий в области образования в рамках реализации «дорожной карты» Россия –ЕС; сценарии развития образовательного сотрудничества в рамках реализации «дорожной карты» Россия –ЕС до 2013 г. в зависимости от реализации программ ЕС и программ развития образования в России; рекомендации по расширению сотрудничества между образовательными учреждениями России и Европейского союза.
Проблемы эффективности и реформы международных многосторонних институтов. Научная монография
Авторский коллектив. Издательский дом ГУ ВШЭ
Последнее десятилетие характеризуется парадоксальными явлениями. С одной стороны, усиливающаяся взаимозависимость и взаимная уязвимость всех участников глобального международного сообщества, новые вызовы, требующие усиления международной кооперации и выхода на совершенно новое качество сотрудничества. С другой стороны –размывание принципа многосторонности, роли многосторонних международных институтов, действия государств, направленные на защиту своего суверенитета и национальных интересов, фактически подрывающие легитимность и доверие к системе глобального управления.
Необходимость действенной многосторонней системы управления безусловна. Однако политики и эксперты задаются вопросом, способна ли существующая система многосторонних институтов эффективно решать задачи глобального управления на основе принципов представительности, подотчетности и справедливости. Каковы приоритеты создания работающей и эффективной системы многосторонних институтов? Что могут сделать для ее формирования лидеры ведущих держав, их демократические институты, сами многосторонние организации.
В монографии представлен комплексный анализ деятельности ключевых многосторонних международных институтов – Организации Объединенных Наций, «Группы восьми», международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк), международных торговых режимов, Организации экономического сотрудничества и развития; рассмотрен новый политический и социально-кономический контекст их функционирования, обоснована необходимость реформ международных организаций применительно к новым условиям, представлены предложения по моделям реформирования.
Международные процессы рассматриваются с точки зрения интересов России, ее участия в деятельности международных институтов.
Анализ рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации
Авторский коллектив. ИздательскийдомГУВШЭ
В настоящее время Российская Федерация находится на завершающем этапе переговоров о присоединении России к ВТО. По состоянию на 1 апреля 2007 г. двусторонние переговоры завершены практически со всеми странами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Осталось завершить двусторонние переговоры с несколькими странами. Переговоры по доступу иностранных поставщиков на российский рынок услуг являются одним из четырех основных направлений переговоров по присоединению России к ВТО. В монографии представлено подробное описание материалов и основных нормативных актов ВТО, затрагивающих торговлю услугами; проанализирована структура обязательств стран –участниц ВТО по сектору образовательных услуг; рассмотрены 4 современных способа поставки услуг в контексте их практического применения для сферы образовательных услуг; сформулированы риски и потенциальные возможности российского образования в условиях присоединения РФ к ВТО с учетом российского и международного опыта; разработаны предложения по мерам, направленным на минимизацию рисков и получение преимуществ при вхождении российской системы образования в ВТО.