В серии OECD Insights вышла новая публикация Брайана Кили (Brian Keeley) «Человеческий капитал. Как наши знания способны изменить нашу жизнь». Само название публикации говорит о том, что новое издание ОЭСР ориентировано на самый широкий круг читателей и представляет из себя попытку говорить просто о сложном – о растущем влиянии человеческого капитала и его различных составляющих (прежде всего образования и здоровья) на рост благосостояния отдельного человека, национальный и мировой экономический рост, уровень социальной сплоченности и гармонии. При этом простой и доступный стиль изложения информации сочетается с достаточно глубоким и многофакторным анализом человеческого капитала, основанном на использовании количественных данных, выводов и рекомендаций из различных публикаций ОЭСР, посвященных проблемам глобализации, экономического развития, образования, здравоохранения, научно-технического развития и т.д. Таким образом, данная публикация в определенной степени является обзором деятельности ОЭСР в области анализа человеческого капитала.
Структура книги отражает основные этапы становления и формирования человеческого капитала на протяжении всей жизни человека. Для каждого из этапов жизненного пути человека - дошкольного воспитания, формального образования в стенах средних и высших учебных заведений, дополнительного неформального обучения в течение всей жизни – характерны свои специфические проблемы, имеющие первостепенное значение для формирования и развития человеческого каптала, подробно рассматривающиеся в соответствующих главах книги.
В первой главе «Инвестируя в развитие» (Investing for Change) дается краткое описание некоторых ключевых общемировых тенденций, связанных с демографическими изменениями, глобализацией и ростом экономики знаний, имеющих важное значение для анализа роли человеческого капитала. При этом данные тенденции рассматриваются с точки зрения их непосредственного влияния на повседневную жизнь людей, связанных с ними вызовов и соответствующих ответных политических мер со стороны государств. Автор ставит основной вопрос книги следующим образом: в какой степени человеческий капитал и соответствующая политика, направленная на его развитие, могут служить ответом на основные экономические и социальные вызовы.
Во второй главе «Ценность людей» (The Value of People) рассматривается само понятие «человеческого капитала», различные теоретические подходы к его толкованию. Множественность трактовок понятия «человечески капитал» является одним из факторов сложности его анализа и измерения. ОЭСР определяет человеческий капитал как «знания, навыки, компетенции и другие атрибуты человеческой личности, которые способствуют формированию личного, общественного и экономического благосостояния». В главе объясняется, почему знания и информация становятся ключевым фактором экономического роста по всему миру, каким образом инвестиции в их развитие приносят реальные экономические дивиденды, позволяя рассматривать атрибуты человеческой личности (образования, здоровья) именно в виде капитала, который приобретает все большую ценность по сравнению с такими традиционными и привычными формами капиталовложений как размещение денег в банке или покупка земли.
В третьей главу «Первые шаги» (First Steps) обосновывается важность мер в области семейной политики, политики дошкольного обучения и воспитания для дальнейшего формирования жизненного и профессионального пути человека. Инвестиции в образование и здоровье ребенка на самой ранней стадии его развития со стороны его семьи и государства рассматриваются как крайне важные меры, способные принести долгосрочные экономические дивиденды. В то же время подобные инвестиции требуют от семей и прежде всего от матерей решения сложной дилеммы, связанной с распределением времени, уделяемого воспитанию ребенка и работе, поэтому в книге уделяется особое внимание рекомендациям, по совершенствованию семейной политики и политики в области занятости.
Четвертая глава «Школьные годы» (Off to School) охватывает такой важный с точки зрения формирования человека период как обучение в средней школе. При этом особое внимание обращается на те навыки и умения, которые в первую очередь необходимы современному молодому человеку для дальнейшей успешной интеграции в систему социальных связей и отношений, профессиональную жизнь. С этой точки зрения рассматриваются современные проблемы школьного образования, в первую очередь связанные с устаревшими и неадекватными современным требованиям методами преподавания, а также факторы, способствующие повышению эффективности школьного образования. Рекомендации по совершенствованию систем школьного образования даются с учетом результатов проводимого ОЭСР международного исследования по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Пятая глава «Обучение для жизни» (Learning for Life) посвящена образованию взрослых, приобретающему первостепенное значение для экономического развития в условиях стремительного старения населения, наблюдающегося в большинстве развитых стран. Прежде всего, в главе рассматриваются барьеры, препятствующие взрослому населению в полной мере развивать и совершенствовать свои навыки и компетенции (в первую очередь, связанные с недостаточно высоким базовым уровнем образования, недостаточной мотивацией и т.д.), а также меры, которые могут и должны предпринимать сами люди, работодатели и правительства для преодоления этих барьеров.
В шестой главе «Расширяя рамки» (A Bigger Picture) автор книги пытается взглянуть на понятие «человеческий капитал» шире, не ограничивая его рамками только образовательного уровня человека, и рассматривает другие составляющие этого понятия (другие ресурсы человеческой личности, прежде всего здоровье), которые позволяют человеку быть успешным, как с точки зрения личного благосостояния, так и с точки зрения максимально вклада в национальное благосостояние, и в конечном счете – общемировой экономический рост.
Седьмая глава «Способы измерения и дальнейшие действия» (Measures, and More) является в большей степени методологической: в ней рассматриваются различные подходы и инструменты измерения таких сложных и многомерных понятий как «человеческий капитал» и «социальный капитал». На примере конкретных стран рассматриваются наиболее эффективные подходы к измерению этих понятий, позволяющие дополнять стандартные экономико-статистические показатели, такими как ВВП, параметрами, позволяющими оценить уровень развития человеческого капитала, что в конечном счете способствует получению более полных и объективных данных об уровне экономического и социального благополучия в стране. В заключении дается ряд рекомендаций, основанных как на теоретическом анализе, так и на анализе лучшего опыта стран ОЭСР, направленных на более эффективное развитие человеческого капитала и его использование в качестве ответа на усложняющиеся социально-экономические вызовы, с которыми сталкиваются сегодня как развитые, так и развивающиеся страны.
Представленные в книге данные иллюстрированы в книге не только традиционными рисунками, графиками и таблицами, но и специальными вставками, содержащими материалы интервью и выступлений, отражающие точки зрения известных специалистов в области анализа человеческого капитала, в том числе Гарри Беккера, лауреата Нобелевской премии 1992 года, автора «Человеческий капитала» - одной из фундаментальной работ в этой области; известного американского журналиста Дэвида Шиплера; известного профессора Гарварда Роберта Путнама и многих других известных экспертов. В качестве введения к каждой главе книге приводятся примеры из жизни обычных конкретных людей, сталкивающихся в своей повседневной жизни с теми или иными проблемами, решение которых связано с личными или государственными усилиями по развитию человеческого капитала.
В конце книги приведена обширная статистическая информация, а также подробная библиография по проблематике, связанной с развитием человеческого капитала. Полная версия публикации доступна в электронной библиотеке ОЭСР.