26-27 апреля в Париже в штаб-квартире ОЭСР состоялась первая сессия Комитета по образовательной политике ОЭСР.
Первая сессия Комитета по образовательной политике ОЭСР оказалась примечательной по ряду причин. Прежде всего, данная сессия явилась первым заседанием экспертного сообщества ОЭСР после произошедших структурных преобразований, одним из результатов которых стало создание нового комитета, ответственного за реализацию и координацию деятельности ОЭСР в области образования. Таким образом, в настоящее время на смену Комитету ОЭСР по образованию пришел Комитет по образовательной политике ОЭСР, сохранивший многие функции своего предшественника, но, в целом, явившийся результатом пересмотра принципов и структуры деятельности ОЭСР в сфере выработки образовательной политики1.
Необходимость подведения итогов произошедшим структурным преобразованиям во многом определила программу 1-й сессии Комитета по образовательной политике ОЭСР, в которую вошли в том числе следующие организационные вопросы:
- обсуждение Рекомендаций для Неформальной рабочей группы по выполнению принципов руководства управлением работы ОЭСР в области образования, представленных главой Директората ОЭСР по образованию Барбарой Исшингер, и принятия Принципов управления структурой органов и подразделений ОЭСР, ответственных за работу в сфере образования, представленных Вильямом. Торном;
- обсуждение Среднесрочной стратегии развития Рабочей программы и бюджета органов и подразделений, ответственных за работу в сфере образования, представленной Бернаром Хугоньером;
- оценка деятельности Программы институционального управления высшим образованием ОЭСР (IMHE) и Программы по образовательной инфрастуктуре (PEB), обзор которой был представлен Ричардом Йелландом;
- рассмотрение положений о Субсидиарных органах Комитета по образовательной политике ОЭСР, предложенных Б. Хугоньером в рамках Рекомендаций для Неформальной рабочей группы;
- обсуждение Предложений по усилению процесса выработки политических рекомендаций в рамках деятельности Комитета по образовательной политике ОЭСР, подготовленных Грегори. Вурзбургом и Михо Тагума;
- обсуждение перспектив состоявшихся и будущих встреч министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР на неформальном уровне, также представленных Б. Хугоньером.
Наряду с обсуждением процедурных вопросов, в рамках первой сессии Комитета по образовательной политике также состоялось рассмотрение вопросов, связанных с проектной деятельностью ОЭСР в области образования. Несмотря на произошедшие структурные изменения, Комитет сохранил за собой обязательства по реализации исследовательской и аналитической деятельности в сфере образования. Большой интерес вызвали новые инициативы Комитета в сфере образования и образовательной политики2, среди которых:
- Недавно стартовавший проект «Профессиональное образование и подготовка» (Vocational Education and Training).3 На сессии под руководством куратора проекта Саймона Филда состоялось подведение итогов первой рабочей встречи по проекту, прошедшей в феврале 2007 г., объявлены сроки участия в проекте для заинтересовавшихся стран, а также обсуждение возможных направлений работы в рамках данного проекта.
- Проект «Образование в условиях этнического разнообразия» (Education and Diversity) В ходе сессии состоялось под руководством Саймона Филда состоялось обсуждение концепции проекта, календаря работ по проекту, также были предложены сроки, формы и условия участия в проекте для стран-членов и стран-партнеров ОЭСР.
Немаловажным пунктом повестки дня первой сессии обновленного комитета стало обсуждение результатов текущих проектов, входящих в настоящее время в завершающую стадию.
Так, промежуточные итоги проекта «Тематический обзор по высшему образованию» (Thematic Review on Tertiary Education) были представлены Пауло Сантьяго – ведущим экспертом-аналитиком Директората ОЭСР по образованию и руководителем проекта. Примечательно, что в преддверии сессии Комитета, г-н Сантьяго посетил Государственный университет – Высшую школу экономики с краткосрочным двухдневным визитом, в ходе которого принял участие в Международном семинаре «Российская высшая школа: доступность, качество, эффективность, конкурентоспособность», организованном ГУ-ВШЭ в рамках участия России в проекте «Тематический обзор по высшему образованию» 12-13 апреля 2007 г.4 Главным пунктом обсуждения стал Итоговый доклад о подготовке Тематического обзора университетского образования в Дании. В дискуссиях по теме итогового доклада приняли участие официальные представители органов управления образованием Дании и представители других заинтересованных сторон.
Кроме того, состоялось обсуждение результатов проекта «Роль вузов в региональном развитии» (Higher Education Institutions and Regional Development). Особенное внимание было уделено комплексу политических рекомендаций и мер, выработанных на основании проведенного в рамках проекта сравнительного исследования по вопросам места и роли вузов в преодолении трудностей регионального развития. Ожидается, что эти и другие вопросы войдут в программу итоговой международной конференции «Конкурентоспособность в условиях глобализации и вовлеченность в региональное развитие – Высшее образование и регионы» (Globally Competitive, Locally Engaged – Higher Education and Regions), которая состоится 19-21 сентября в Валенсии, Испания.
Очередная – вторая – сессия Комитета по образовательной политике ОЭСР намечена на 27-29 ноября 2007 г.
***
Подробнее о 1-й сессии Комитета по образовательной политике ОЭСР можно узнать, обратившись в Информационно-координационный центр по сотрудничеству с ОЭСР.
2 - Более подробная информация о новых проектах Комитета по образовательной политике ОЭСР будет представлена в следующем номере Вестника международных организаций: образование, наука, новая экономика.
3 - Общая информация о проекте была представлена в Вестнике международных организаций, №3, 2006.
4 - Подробная информация о семинаре представлена в этом номере Вестника.