|
2006. т. 1. №3
|
Актуальная тема
|
4–8
|
29-30 марта 2006 г. в штаб-квартире ОЭСР в Париже прошла очередная, 77-я сессия Комитета ОЭСР по образованию, в ходе которой были подведены промежуточные итоги и обсуждены направления дальнейшей работы Комитета. |
Аналитические материалы
|
8–39
|
В период председательства в Группе Восьми в 2006 г. Российская Федерация выбрала образование в качестве одного из приоритетных направлений международного сотрудничества. Учитывая большое значение поставленных задач, в рамках сотрудничества Государственного университета – Высшая школа экономики и Информационно-аналитического центра Группы Восьми университета Торонто был проведен анализ развития этой проблематики за весь период работы Группы Восьми (ранее –Группы Семи). Основная цель исследования – на основе анализа доступного эмпирического материала выявить тенденции развития проблематики образования в приоритетах Группы Восьми. Эмпирическую основу для анализа составили официальные документы саммитов Группы Восьми, отражающие основные приоритеты, намерения и решения, принятые главами государств-членов Группы Восьми, а также официальные документы встреч министров финансов стран Группы Восьми, представляющие интерес с точки зрения вопросов, связанных с ресурсным обеспечением тех или иных обязательств, принятых на себя странами-членами. |
|
39–45
|
В период с начала 90-х годов усиливается динамика интеграции в ЕС, как в плане углубления интеграционных процессов, так и в измерении расширения. Одновременно происходит интенсивное уплотнение ткани сотрудничества в сфере образования. Вновь изменился общий характер взаимодействия между экономической интеграцией и социальным развитием в рамках ЕС. Если на предыдущих этапах развития европейской интеграции имел место скорее тот или иной дисбаланс прямых и обратных связей между экономической интеграцией и социальным развитием, то на нынешнем этапе это действительно обоюдное и гораздо более органичное взаимодействие, в котором нельзя пренебречь ни «экономическим», ни «социальным». В статье представлен анализ того, каким образом, с одной стороны, переход к ЭВС влияет на социальное развитие в участвующих странах, с другой – как сложившиеся в них социальные системы и их социальные проблемы воздействуют на продвижение к этой цели. При этом, особое внимание в анализе уделяется тому, как в новых условиях меняется характер сотрудничества в сфере образования. |
|
45–51
|
На сегодняшний день ОЭСР объединяет 30 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Из 70 стран, имеющих в ОЭСР статус наблюдателей, 16 стран (в числе которых и Россия) заявили о своем желании вступить в ОЭСР, направив соответствующие запросы руководству Организации. Более 45 лет ОЭСР успешно помогает как странам-членам, так и странам-партнерам проводить социально-экономические и политические реформы, осуществляя необходимую аналитическую поддержку, вырабатывая политические рекомендации, распространяя наиболее позитивный опыт, содействуя формированию необходимой нормативно-правовой базы и стандартов, обеспечивая информационную основу для политического диалога и обмена опытом. В последнее время в условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости ОЭСР уделяет особое внимание выработке новых принципов взаимодействия и принципов сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, а также принципов содействия развитию. Учитывая принципы деятельности ОЭСР и сферу ее компетенций, а также интересы ее стран-членов, посол Джорма Джулин (Jorma Julin) еще в 2003 г. в своем докладе “Направление будущего развития ОЭСР и ее роль в глобальной архитектуре” выделил три основных цели Организации, а именно:а) влияние на процессы глобализации (shaping globalisation), b) содействие устойчивому развитию (promoting sustainable development), c) обеспечение скоординированной политики (promoting policy coherence). Посол подчеркнул, что “междисциплинарный характер деятельности ОЭСР, делает ее, по сути, единственной международной организацией, способной в полной мере справиться с указанными задачами”. |
Саммиты, конференции, семинары
|
51–53
|
23 февраля 2006 г. в Брюсселе под председательством федерального министра по образованию, науке и культуре Австрии Элизабет Герер, и федерального министра по социальной защите и защите потребителей Австрии Урсулы Хаубнер состоялась 2710 сессия Совета ЕС по образованию, молодежи и культуре. Совет обсудил ежегодный доклад о ходе реализации реформ в сфере занятости в контексте обновленной Лиссабонской стратегии экономического роста и повышения занятости «Время повысить уровень достижения цели», подготовленный Комиссией к заседанию весеннего Европейского Совета. |
|
53–57
|
27-28 февраля 2006 г. в Будапеште состоялось обсуждение результатов Консультаций по Европейской квалификационной рамке. Открывая обсуждение, Комиссар Ян Фигель подчеркнул, что результаты консультаций подтверждают необходимость создания Европейской квалификационной мета-рамки как инструмента, обеспечивающего прозрачность и сопоставимость квалификаций национальных систем стран-членов ЕС, а также мобильность на общем рынке труда и множественность траекторий обучения для граждан Сообщества. |
|
57–59
|
3 апреля 2006 г. в Центре стратегических разработок прошел международный семинар «По дороге к Санкт-Петербургу. Роль Группы Восьми в глобальном развитии», организованный Государственным университетом – Высшая школа экономики совместно с Экспертным советом Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Группе восьми в 2006 г. и Исследовательским центром Группы Восьми университета Торонто (Канада). Сегодня Группа Восьми играет ключевую роль в глобальном развитии, являясь наиболее влиятельным международным институтом. На формирование мировых экономических, социальных и политических процессов оказывают влияние не только решения, принятые в рамках саммитов, но и избранные для их осуществления формы и механизмы. Учитывая, что эти механизмы не являются фиксированными и формальными, для России, впервые председательствующей в Группе Восьми в текущем году, представляется крайне важным исследование, понимание и обсуждение основных инструментов реализации принятых в рамках саммитов обязательств. Понимание этих процессов позволит обеспечить эффективное участие России в процессах выработки и принятия решений в рамках Группы Восьми, на основе сбалансированного учета интересов России и стран-партнеров. |
Обзор публикаций
|
59–60
|
Вопросы влияния ИКТ на развитие современного общества часто становятся объектом исследовательского внимания в профильных комитетах ОЭСР. Комитет ОЭСР по образованию предпринял анализ результатов Программы международной оценки образовательных достижений школьников (PISA - 2003), для того, чтобы установить, насколько современные школьники в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР подготовлены к жизни в обществе высоких технологий. Основные результаты исследования представлены в итоговом отчете ОЭСР «Готовы ли современные школьники к жизни в обществе высоких технологий?», опубликованном в январе 2006 г. |
|
60–61
|
В конце 2005 г. вышел в свет итоговый отчет «Электронное обучение в высшем образовании:анализ тенденций», подготовленный Центром исследований и инноваций в образовании ОЭСР (CERI) при поддержке Комитета ОЭСР по образованию. Итоговый отчет отражает основные результаты широкомасштабного международного исследования по вопросам развития электронного обучения в сфере высшего образования в странах-членах ОЭСР. Участниками исследования стали 19 высших учебных заведений из 13 стран ОЭСР, в числе которых Австралия, Япония, Новая Зеландия, Тайланд, Франция, Германия, Испания, Швейцария, Великобритания, Мексика, Бразилия, а также Канада и США. Опираясь на опыт вузов в реализации стратегий электронного обучения, исследователи, прежде всего, ориентировались на их детальное описание и последовательный анализ. |
Новые проекты
|
61–65
|
При разработке проекта Рабочей программы Комитета ОЭСР по образованию на 2007-2008 гг. экспертами, прежде всего, учитывалось, насколько она сможет обеспечить реализацию следующих задач: • сфокусировать работу Комитета на вопросах, требующих реализации международных сопоставительных исследований, важных для планирования и осуществления национальных политик в области образования; • координировать работу Комитета как с остальными комитетами и директоратами ОЭСР, так и с активно функционирующими другими международными и национальными организациями; • способствовать совершенствованию методов работы Секретариата для усиления взаимодействия между странами-членами и странами-партнерами ОЭСР и обеспечения оперативной и своевременной помощи в подготовке и реализации национальных проектов образовательной политики; • учитывать разнообразие участников процесса разработки и реализации образовательной политики, как на национальном, так и международном уровнях, демонстрирующих различные подходы к организации образовательного процесса и свое видение результатов образования;учитывать их специфические информационные потребности и максимально удовлетворять потребность в информационных материалах за счет взаимодействия с соответствующими комитетами ОЭСР; • сохранять баланс между процессом накопления знания о практике и результатах реализации политики в области образования и использованием накопленного знания. Проекты и программы Комитета ОЭСР по образованию ориентированы реализацию ключевых стратегических целей, в числе которых: I. Развитие образования в течение всей жизни и усиление взаимодействия данного направления с другими направлениями социально-экономической политики в странах членах и странах-партнерах ОЭСР. II. Оценка и совершенствование результатов обучения. III. Совершенствование качества обучения в школе. IV. Развитие высшего образования в глобальной экономике. V. Обеспечение социального единства общества через образование. В соответствии с этими целями была сформирована предварительная Рабочая программа и бюджет Комитета ОЭСР по образованию на 2007-2008 гг.2, представленная на прошедшей 29-30 марта 2006 г. 77-й сессии Комитета ОЭСР по образованию. |
|
|