@ARTICLE{26583242_1022195056_2025, author = {Ч. Нг and В. Юхэ and В. Чжан and Ш. Цзигээр and Ц. Чжан and Х. Ю}, keywords = {, арктическое судоходство, pre-mortem – анализ, перспективный анализ, Полярный Шелковый Путьразвитие инфраструктуры}, title = {Китайско-российское сотрудничество в развитии Северного морского пути}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2025}, month = {март}, volume = {20}, number = {1}, pages = {}, url = {https://iorj.hse.ru/2025-20-1/1022195056.html}, publisher = {}, abstract = {По мере таяния арктических льдов, вызванного глобальным потеплением, экономический потенциал и стратегическая значимость Северного морского пути (СМП) как нового маршрута, соединяющего Азию и Европу, становятся все более очевидными. В этом контексте сотрудничество между Китаем и Россией в Арктике становится одним из ключевых направлений экономического и стратегического партнерства двух стран. В статье применена модель SWOT-анализа для всестороннего изучения текущего состояния и перспектив экономического сотрудничества Китая и России на арктическом маршруте. Основное внимание уделено экономическому потенциалу и стратегической важности СМП в связи с изменением ледовой обстановки в Арктике и геополитическими сдвигами. В качестве значимого фонового фактора рассмотрены политические позиции обеих стран, с выделением общих интересов и существующих вызовов. В статье анализируются данные и конкретные кейсы для оценки возможностей и потенциальных рисков сотрудничества. На основании официальных данных о судоходстве рассматриваются совместные усилия Китая и России по развитию СМП как жизнеспособного морского коридора, подчеркивая, что Китай является ключевым игроком в развитии СМП. Посредством детального рассмотрения кейсов методом pre-mortem-анализа [метод, применяемый в планировании для заблаговременного учета возможных рисков; по аналогии с "post-mortem" (лат., «после смерти» - заключение о причинах смерти) методом, объясняющим причины неудачи проекта по факту их свершения - прим. перев.] выявляются потенциальные риски для сотрудничества, такие как риски зависимости, принуждения и угрозы кибербезопасности. Исходя из текущего состояния и перспектив сотрудничества, предлагается долгосрочная стратегия совместного развития [проектов в рамках СМП - прим. перев.] на период от десяти до двадцати лет, сфокусированная на укреплении доверия, проведении совместных исследований для подготовки технико-экономических обоснования проектов и их поэтапной реализации. Основная цель такой стратегии заключается в создании устойчивого и взаимовыгодного партнерства, в рамках которого будет достигнут баланс между вопросами безопасности и экономического развития в Арктике. Успешное сотрудничество Китая и России в данном регионе может позиционироваться как модель для других стран, заинтересованных в использовании СМП, демонстрируя потенциал для международного взаимодействия в области арктической логистики и развития инфраструктуры.Публикация была подготовлена в рамках XI Российско-Китайской летней школы по международным отношениям в Высшей школе экономикиСтатья поступила 22.07.2024}, annote = {По мере таяния арктических льдов, вызванного глобальным потеплением, экономический потенциал и стратегическая значимость Северного морского пути (СМП) как нового маршрута, соединяющего Азию и Европу, становятся все более очевидными. В этом контексте сотрудничество между Китаем и Россией в Арктике становится одним из ключевых направлений экономического и стратегического партнерства двух стран. В статье применена модель SWOT-анализа для всестороннего изучения текущего состояния и перспектив экономического сотрудничества Китая и России на арктическом маршруте. Основное внимание уделено экономическому потенциалу и стратегической важности СМП в связи с изменением ледовой обстановки в Арктике и геополитическими сдвигами. В качестве значимого фонового фактора рассмотрены политические позиции обеих стран, с выделением общих интересов и существующих вызовов. В статье анализируются данные и конкретные кейсы для оценки возможностей и потенциальных рисков сотрудничества. На основании официальных данных о судоходстве рассматриваются совместные усилия Китая и России по развитию СМП как жизнеспособного морского коридора, подчеркивая, что Китай является ключевым игроком в развитии СМП. Посредством детального рассмотрения кейсов методом pre-mortem-анализа [метод, применяемый в планировании для заблаговременного учета возможных рисков; по аналогии с "post-mortem" (лат., «после смерти» - заключение о причинах смерти) методом, объясняющим причины неудачи проекта по факту их свершения - прим. перев.] выявляются потенциальные риски для сотрудничества, такие как риски зависимости, принуждения и угрозы кибербезопасности. Исходя из текущего состояния и перспектив сотрудничества, предлагается долгосрочная стратегия совместного развития [проектов в рамках СМП - прим. перев.] на период от десяти до двадцати лет, сфокусированная на укреплении доверия, проведении совместных исследований для подготовки технико-экономических обоснования проектов и их поэтапной реализации. Основная цель такой стратегии заключается в создании устойчивого и взаимовыгодного партнерства, в рамках которого будет достигнут баланс между вопросами безопасности и экономического развития в Арктике. Успешное сотрудничество Китая и России в данном регионе может позиционироваться как модель для других стран, заинтересованных в использовании СМП, демонстрируя потенциал для международного взаимодействия в области арктической логистики и развития инфраструктуры.Публикация была подготовлена в рамках XI Российско-Китайской летней школы по международным отношениям в Высшей школе экономикиСтатья поступила 22.07.2024} }