@ARTICLE{26583242_929007612_2024, author = {М. В. Ларионова and А. В. Шелепов}, keywords = {, Индия, цифровые рынки, цифровые платформы, предупредительное регулирование, Закон о защите потребителя, Законопроект о цифровой конкуренциисистемно значимые цифровые предприятия}, title = {Индия. Формирование регулирования технологических компаний для роста цифровой экономики}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2024}, month = {июнь}, volume = {19}, number = {2}, pages = {}, url = {https://iorj.hse.ru/2024-19-2/929007612.html}, publisher = {}, abstract = {Динамичное развитие цифровых рынков один из приоритетов правительства Индии, поставившего цель роста цифровой экономики до 1 триллиона долларов США к 2025-2026 г.. Цифровые платформы являются важными драйверам роста. Одновременно неконкурентные практики крупных технологических компаний создают риски экономического и морального ущерба потребителям и искажения условий конкуренции. В этой связи регулирование на цифровых рынках стало одной из важнейших задач органов власти Индии. Развитие регулирования идет по двум основным направлениям - защита потребителя в цифровой экономике и предотвращение потенциально негативного для конкуренции поведения цифровых платформ.Для защиты потребителей правительство расширяет охват принятых ранее норм на новых субъектов с учетом специфики их деятельности. В 2019 в Индии был принят новый Закон о защите потребителей, в 2020 приняты Правила защиты прав потребителей в электронной коммерции, в 2023 принят Закон о защите цифровых персональных данных (Digital Personal Data Protection Act).  В части обеспечения конкурентности, справедливости и прозрачности цифровых рынков в 2023 г. одобрены поправки к Закону о конкуренции, в Комиссии по конкуренции создано специализированное подразделение по цифровым рынкам и данным, подготовлен Законопроект о цифровой конкуренции, направленный на регулирование поведения «системно значимых цифровых предприятий».Цель статьи - проанализировать подход правительства Индии к регулированию цифровых платформ, систематизировать основные инструменты, выявить трудности формирования и выбора модели регулирования.   Работа выполнена на основе анализа сложившейся законодательной основы и правоприменительной практики, докладов и текстов законопроектов по регулированию цифровой конкуренции, экспертных оценок и научных статей. В статье рассматриваются принятые в последние годы изменения в законодательстве по защите потребителя и конкуренции. На основе анализа сформулированы выводы относительно перспектив принятия Закона о цифровой конкуренции и углубления международного сотрудничества Индии по вопросам регулирования платформ, в том числе в рамках БРИКС и ШОС. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.Статья поступила в редакцию 29.03.2024.}, annote = {Динамичное развитие цифровых рынков один из приоритетов правительства Индии, поставившего цель роста цифровой экономики до 1 триллиона долларов США к 2025-2026 г.. Цифровые платформы являются важными драйверам роста. Одновременно неконкурентные практики крупных технологических компаний создают риски экономического и морального ущерба потребителям и искажения условий конкуренции. В этой связи регулирование на цифровых рынках стало одной из важнейших задач органов власти Индии. Развитие регулирования идет по двум основным направлениям - защита потребителя в цифровой экономике и предотвращение потенциально негативного для конкуренции поведения цифровых платформ.Для защиты потребителей правительство расширяет охват принятых ранее норм на новых субъектов с учетом специфики их деятельности. В 2019 в Индии был принят новый Закон о защите потребителей, в 2020 приняты Правила защиты прав потребителей в электронной коммерции, в 2023 принят Закон о защите цифровых персональных данных (Digital Personal Data Protection Act).  В части обеспечения конкурентности, справедливости и прозрачности цифровых рынков в 2023 г. одобрены поправки к Закону о конкуренции, в Комиссии по конкуренции создано специализированное подразделение по цифровым рынкам и данным, подготовлен Законопроект о цифровой конкуренции, направленный на регулирование поведения «системно значимых цифровых предприятий».Цель статьи - проанализировать подход правительства Индии к регулированию цифровых платформ, систематизировать основные инструменты, выявить трудности формирования и выбора модели регулирования.   Работа выполнена на основе анализа сложившейся законодательной основы и правоприменительной практики, докладов и текстов законопроектов по регулированию цифровой конкуренции, экспертных оценок и научных статей. В статье рассматриваются принятые в последние годы изменения в законодательстве по защите потребителя и конкуренции. На основе анализа сформулированы выводы относительно перспектив принятия Закона о цифровой конкуренции и углубления международного сотрудничества Индии по вопросам регулирования платформ, в том числе в рамках БРИКС и ШОС. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.Статья поступила в редакцию 29.03.2024.} }