TY - JOUR TI - Регулирование цифровых платформ в России T2 - Вестник международных организаций IS - Вестник международных организаций KW - цифровая экономика KW - цифровые платформы KW - цифровые рынки KW - предупредительное (ex ante) регулирование KW - защита прав потребителей KW - антимонопольное регулирование AB - На фоне активного формирования и развития цифровых платформ в России активизировалось обсуждение возможных подходов и были инициированы законодательные изменения, направленные на совершенствование регулирования платформенных рынков. Были опубликованы Концепция регулирования цифровых платформ и экосистем Минэкономразвития и Доклад Банка России «Экосистемы: подходы к регулированию». Дополнено действующее конкурентное законодательство, прежде всего в рамках Пятого антимонопольного пакета, и нормы, направленные на защиту прав потребителей на цифровых платформах. При участии ФАС России и представителей бизнеса разработаны инструменты саморегулирования цифровых платформ.Цель данной статьи - анализ подходов к регулированию цифровых платформ в России, выявление трудностей его формирования и возможностей совершенствования. Исследование основано на анализе законодательства и правоприменительной практики, научных и аналитических материалов. По результатам анализа сформулированы выводы относительно возможных дальнейших направлений развития регулирования и предложения по углублению международного сотрудничества.В сфере защиты прав потребителей на цифровых платформах в России реализуется подход, сочетающий распространение на платформенную экономику ранее существовавших норм с дополнением регулирования отдельными новыми нормами, касающимися агрегаторов информации о товарах и услугах. Аналогичный подход выбран и в сфере антимонопольного регулирования, где в рамках Пятого антимонопольного пакета введены нормы, направленные на устранение противоправных практик доминирующих платформ и экосистем.По результатам анализа сформулирован прогноз дальнейшего развития регулирования, которое может касаться широкого списка аспектов, от унификации терминологии и введения новых критериев отнесения платформ к числу доминирующих до назначения платформами контактных пунктов для коммуникации с органами власти и потребителями и вопросов межведомственной координации. Рекомендовано использовать опыт регулирования, накопленный как западными юрисдикциями, так и странами-партнерами, предпринимать меры по продвижению российских подходов на международном уровне и активизировать сотрудничество по вопросам регулирования цифровых платформ в многосторонних форматах, прежде всего в БРИКС.Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.Статья поступила в редакцию 12.04.2024 AU - А. В. Шелепов AU - О. И. Колмар UR - https://iorj.hse.ru/2024-19-2/929000122.html PY - 2024 SP - VL - 19