@ARTICLE{26583242_911195247_2024, author = {И. А. Макаров and С. Алаташ}, keywords = {, учет выбросов, учет выбросов по потреблению, утечка углерода, разделение ответственности, выбросы в торговлесмягчение изменения климата}, title = {Выбросы парниковых газов по потреблению: от расчетов к политическим решениям}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2024}, month = {3}, volume = {19}, number = {1}, pages = {}, url = {https://iorj.hse.ru/2024-19-1/911195247.html}, publisher = {}, abstract = {И в национальных целях по сокращению выбросов парниковых газов, и в рамках международного климатического режима учитываются выбросы по производсту (или территориальные выбросы). Такой подход к учету возлагает основную ответственность за глобальные выбросы на ведущие страны с развивающейся экономикой, где размещено большинство углеродоемких производств. Он также провоцирует утечку углерода: жесткая климатическая политика в одной юрисдикции может привести к переносу производства и соответствующих выбросов в другие страны, где компании несут меньшие издержки от климатического регулирования. Как следствие, возникает асимметрия: в то время как большинство развитых стран постепенно сокращают свои выбросы, в развивающихся странах они растут, при этом существенного прогресса в снижении глобальных выбросов не наблюдается. В данной статье рассматривается альтернативный способ учета выбросов - по потреблению. Так, выбросы соотносятся с потребителем готовой продукции, независимо от того, где именно географически эти выбросы были осуществлены. Такой способ учета предполагает, что выбросы крупных развивающихся экономик - это не их собственный выбор, а результат международного разделения труда и спроса на углеродоемкие товары, возникающего в крупных центрах потребления в развитых странах. Регулярный подсчет и раскрытие информации о выбросах по потреблению (наряду с выбросами по производству) и их постепенное включение в процесс установления целей по сокращению эмиссии i) позволит по-новому взглянуть на разделение ответственности за выбросы; ii) предотвратит утечку углерода и наглядно продемонстрирует необходимость международного климатического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеродоемких товаров; iii) расширит охват выбросов, подпадающих под углеродное регулирование; iv) предоставит странам возможность использовать более широкий спектр инструментов декарбонизации. В частности, возникает возможность вовлечения домохозяйств в усилия по сокращению выбросов, а также использования таких инструментов, которые лучше увязывают цену на углерод с уровнем потребления домохозяйств, что важно для преодоления углеродного неравенства и обеспечения климатической справедливостиСтатья поступила в редакцию 07.01.2024 г.Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).}, annote = {И в национальных целях по сокращению выбросов парниковых газов, и в рамках международного климатического режима учитываются выбросы по производсту (или территориальные выбросы). Такой подход к учету возлагает основную ответственность за глобальные выбросы на ведущие страны с развивающейся экономикой, где размещено большинство углеродоемких производств. Он также провоцирует утечку углерода: жесткая климатическая политика в одной юрисдикции может привести к переносу производства и соответствующих выбросов в другие страны, где компании несут меньшие издержки от климатического регулирования. Как следствие, возникает асимметрия: в то время как большинство развитых стран постепенно сокращают свои выбросы, в развивающихся странах они растут, при этом существенного прогресса в снижении глобальных выбросов не наблюдается. В данной статье рассматривается альтернативный способ учета выбросов - по потреблению. Так, выбросы соотносятся с потребителем готовой продукции, независимо от того, где именно географически эти выбросы были осуществлены. Такой способ учета предполагает, что выбросы крупных развивающихся экономик - это не их собственный выбор, а результат международного разделения труда и спроса на углеродоемкие товары, возникающего в крупных центрах потребления в развитых странах. Регулярный подсчет и раскрытие информации о выбросах по потреблению (наряду с выбросами по производству) и их постепенное включение в процесс установления целей по сокращению эмиссии i) позволит по-новому взглянуть на разделение ответственности за выбросы; ii) предотвратит утечку углерода и наглядно продемонстрирует необходимость международного климатического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеродоемких товаров; iii) расширит охват выбросов, подпадающих под углеродное регулирование; iv) предоставит странам возможность использовать более широкий спектр инструментов декарбонизации. В частности, возникает возможность вовлечения домохозяйств в усилия по сокращению выбросов, а также использования таких инструментов, которые лучше увязывают цену на углерод с уровнем потребления домохозяйств, что важно для преодоления углеродного неравенства и обеспечения климатической справедливостиСтатья поступила в редакцию 07.01.2024 г.Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).} }