@ARTICLE{26583242_911146196_2024, author = {В. И. Бартенев and А. Е. Мендагазиев}, keywords = {, политические риски, международный бизнес, опрос, политическое насилие, конфликты, пандемияфинансирование развития}, title = {Константы и переменные в восприятии политических рисков международным бизнесом в 2010-2020-е гг.}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2024}, month = {3}, volume = {19}, number = {1}, pages = {}, url = {https://iorj.hse.ru/2024-19-1/911146196.html}, publisher = {}, abstract = {Порядка 10 лет назад мировое сообщество осознало, что прогресс в обеспечении устойчивого развития во многом зависит от мобилизации ресурсов частного сектора. Однако бизнес пока не готов взять на себя основную роль - особенно в проблемных юрисдикциях - в том числе из-за повышенных политических рисков.Цель статьи - выявить константы и переменные в восприятии деловыми кругами рисков в 2010-2020-е гг. с опорой на материалы серийных докладов, обобщающих результаты ежегодных опросов представителей бизнес-сообщества. В роли ключевых источников выступают прошедшие строгий отбор доклады «Барометр рисков» от страховой компании Allianz и доклады «Как ведущие компании управляют актуальными политическими рисками», которые консалтинговое агентство Oxford Analytica готовит по заказу страховой компании Willis, Tower & Watson (WTW)).В структурном плане статья cостоит из трех разделов. Первый посвящен выявлению долговременных паттернов и трендов, проявивших себя в 2010-е гг.,  второй и третий - анализу воздействия на них пандемии COVID-19 и ускорения глобальной турбулентности на фоне начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г.В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии определенных констант в восприятии бизнесом политических рисков, несмотря на постоянные изменения в их географии. В качестве устойчивых и одновременно парадоксальных особенностей восприятия определены: 1) явная недооценка политических рисков в сравнении с другими категориями; 2) деприоритизация рисков «экстра-легального» происхождения и межгосударственных конфликтов по отношению к «легально-правительственным» рискам, не связанным с применением вооруженного насилия; 3) слабая способность бизнеса предугадывать наиболее значимые политические риски любого типа. К слому этих паттернов не привели ни пандемия COVID-19, ни эскалация конфликта вокруг Украины и ее последствия. Объяснение этому можно искать как в сохраняющемся дефиците внутрикорпоративных компетенций в области политических рисков и недостаточном привлечении внешней экспертизы, так и в преобладании в пуле респондентов представителей развитых стран. Повышение качества управления политическими рисками и востребованности специализированных инструментов страхования со временем может повысить эффективность мобилизации частного капитала на цели развития. В то же время в условиях обострения межгосударственного соперничества более выраженная склонность бизнеса из конкурирующих держав к инвестициям в высокорисковые юрисдикции, будет создавать дополнительные узлы напряженности в странах Глобального Юга - так же как и увеличение объемов официального финансирования международного развития,Отдельно обозначены варианты масштабирования фундаментальных и прикладных исследований политических рисков (в том числе в их взаимосвязи с политикой содействия международному развитию) с использованием опросов представителей бизнеса для получения значимых для российской внешней и внешнеэкономической политики результатов.Статья поступила в редакцию 09.11.2023Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01060, https://rscf.ru/project/23-28-01060/}, annote = {Порядка 10 лет назад мировое сообщество осознало, что прогресс в обеспечении устойчивого развития во многом зависит от мобилизации ресурсов частного сектора. Однако бизнес пока не готов взять на себя основную роль - особенно в проблемных юрисдикциях - в том числе из-за повышенных политических рисков.Цель статьи - выявить константы и переменные в восприятии деловыми кругами рисков в 2010-2020-е гг. с опорой на материалы серийных докладов, обобщающих результаты ежегодных опросов представителей бизнес-сообщества. В роли ключевых источников выступают прошедшие строгий отбор доклады «Барометр рисков» от страховой компании Allianz и доклады «Как ведущие компании управляют актуальными политическими рисками», которые консалтинговое агентство Oxford Analytica готовит по заказу страховой компании Willis, Tower & Watson (WTW)).В структурном плане статья cостоит из трех разделов. Первый посвящен выявлению долговременных паттернов и трендов, проявивших себя в 2010-е гг.,  второй и третий - анализу воздействия на них пандемии COVID-19 и ускорения глобальной турбулентности на фоне начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г.В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии определенных констант в восприятии бизнесом политических рисков, несмотря на постоянные изменения в их географии. В качестве устойчивых и одновременно парадоксальных особенностей восприятия определены: 1) явная недооценка политических рисков в сравнении с другими категориями; 2) деприоритизация рисков «экстра-легального» происхождения и межгосударственных конфликтов по отношению к «легально-правительственным» рискам, не связанным с применением вооруженного насилия; 3) слабая способность бизнеса предугадывать наиболее значимые политические риски любого типа. К слому этих паттернов не привели ни пандемия COVID-19, ни эскалация конфликта вокруг Украины и ее последствия. Объяснение этому можно искать как в сохраняющемся дефиците внутрикорпоративных компетенций в области политических рисков и недостаточном привлечении внешней экспертизы, так и в преобладании в пуле респондентов представителей развитых стран. Повышение качества управления политическими рисками и востребованности специализированных инструментов страхования со временем может повысить эффективность мобилизации частного капитала на цели развития. В то же время в условиях обострения межгосударственного соперничества более выраженная склонность бизнеса из конкурирующих держав к инвестициям в высокорисковые юрисдикции, будет создавать дополнительные узлы напряженности в странах Глобального Юга - так же как и увеличение объемов официального финансирования международного развития,Отдельно обозначены варианты масштабирования фундаментальных и прикладных исследований политических рисков (в том числе в их взаимосвязи с политикой содействия международному развитию) с использованием опросов представителей бизнеса для получения значимых для российской внешней и внешнеэкономической политики результатов.Статья поступила в редакцию 09.11.2023Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01060, https://rscf.ru/project/23-28-01060/} }