@ARTICLE{26583242_877459625_2023, author = {М. В. Ларионова and П. А. Доронин}, keywords = {, «Группа семи», изменение климата, энергетическая безопасность, глобальное климатическое управлениеПарижское соглашение по климату}, title = {Тенденции влияния «Группы семи/восьми» на глобальное климатическое управление}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2023}, month = {декабрь}, volume = {18}, number = {4}, pages = {172-206}, url = {https://iorj.hse.ru/2023-18-4/877459625.html}, publisher = {}, abstract = {Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.Обзор поступил 15.11.2023В обзоре представлен анализ динамики приоритетов и обязательств по вопросам изменения климата иэнергетики в повестке дня «Группы семи/восьми». Анализ выявляет тенденции влияния «семерки/восьмер-ки» на глобальную климатическую повестку. Основной метод исследования - контент-анализ ключевыхдокументов группы, принятых в 2006-2023 гг. Результаты работы показывают, что на всех этапах чле-ны «семерки» стремились обеспечить повышение вклада стран с формирующейся и развивающейся эконо-микой в сокращение выбросов и ускорение перехода к низкоуглеродной экономике. Уже в 2009 г. развитыестраны начали ставить вопрос о необходимости предотвращения «утечек» углерода, в том числе черездостижение всеобъемлющего глобального климатического соглашения в Копенгагене.Основные принципы, приоритеты и задачи обеспечения глобальной энергетической безопасностибыли сформулированы в 2006 г. в Санкт-Петербургском плане действий. Принятые после прекращениядеятельности «Группы восьми» Римская и Гамбургская инициативы «семерки» по энергобезопасности, посути, продолжали курс на построение конкурентоспособной, диверсифицированной, устойчивой и низко-углеродной энергетической системы, но уже без России. Это определило новую иерархию приоритетов:ускоренное формирование интегрированных рынков СПГ, инвестиции в инфраструктуру без учета рыноч-ных правил при регуляторной поддержке и государственном финансировании, разработку и добычу неф-ти и газа из «нетрадиционных» источников, усиление сотрудничества по критической инфраструктуре,транзитным маршрутам, цепочкам поставок и транспорту. Этот курс был закреплен в последующиегоды и вышел на новый этап в 2022 г.С 2021 г. наблюдается наращивание усилий «семерки», направленных на обновление глобальных пра-вил, формирование новых механизмов и институтов в климатическом управлении. Создание климати-ческого клуба, Партнерств по справедливому энергетическому переходу, Партнерства «семерки» по гло-бальной инфраструктуре и инвестициям, принятие Принципов высокой честности углеродных рынков,формирование новых платформ взаимодействия и инструментов сдерживания и противодействия увеличивает риск фрагментации сложившейся системы глобального управления в сфере климата и ее постепен-ного замещения новым порядком, функционирующим в интересах «семерки» и ее партнеров.В этом контексте необходимо углублять сотрудничество по климатической повестке с партнерамипо БРИКС+ и другими странами с формирующимися экономиками и развивающимися странами для со-гласования и продвижения на ключевых площадках, в том числе ООН, «Группы двадцати», БРИКС, ВТО,общей позиции по недопустимости размывания существующей системы глобального управления в сфереклимата с Парижским соглашением и РКИК ООН в центре, использования климатических целей и ре-гулирования как протекционистских и дискриминационных инструментов и обеспечению реализации напрактике принципа общей, но дифференцированной ответственности.Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государ-ственного задания РАНХиГС.Обзор поступил в редакцию 15.11.2023.}, annote = {Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.Обзор поступил 15.11.2023В обзоре представлен анализ динамики приоритетов и обязательств по вопросам изменения климата иэнергетики в повестке дня «Группы семи/восьми». Анализ выявляет тенденции влияния «семерки/восьмер-ки» на глобальную климатическую повестку. Основной метод исследования - контент-анализ ключевыхдокументов группы, принятых в 2006-2023 гг. Результаты работы показывают, что на всех этапах чле-ны «семерки» стремились обеспечить повышение вклада стран с формирующейся и развивающейся эконо-микой в сокращение выбросов и ускорение перехода к низкоуглеродной экономике. Уже в 2009 г. развитыестраны начали ставить вопрос о необходимости предотвращения «утечек» углерода, в том числе черездостижение всеобъемлющего глобального климатического соглашения в Копенгагене.Основные принципы, приоритеты и задачи обеспечения глобальной энергетической безопасностибыли сформулированы в 2006 г. в Санкт-Петербургском плане действий. Принятые после прекращениядеятельности «Группы восьми» Римская и Гамбургская инициативы «семерки» по энергобезопасности, посути, продолжали курс на построение конкурентоспособной, диверсифицированной, устойчивой и низко-углеродной энергетической системы, но уже без России. Это определило новую иерархию приоритетов:ускоренное формирование интегрированных рынков СПГ, инвестиции в инфраструктуру без учета рыноч-ных правил при регуляторной поддержке и государственном финансировании, разработку и добычу неф-ти и газа из «нетрадиционных» источников, усиление сотрудничества по критической инфраструктуре,транзитным маршрутам, цепочкам поставок и транспорту. Этот курс был закреплен в последующиегоды и вышел на новый этап в 2022 г.С 2021 г. наблюдается наращивание усилий «семерки», направленных на обновление глобальных пра-вил, формирование новых механизмов и институтов в климатическом управлении. Создание климати-ческого клуба, Партнерств по справедливому энергетическому переходу, Партнерства «семерки» по гло-бальной инфраструктуре и инвестициям, принятие Принципов высокой честности углеродных рынков,формирование новых платформ взаимодействия и инструментов сдерживания и противодействия увеличивает риск фрагментации сложившейся системы глобального управления в сфере климата и ее постепен-ного замещения новым порядком, функционирующим в интересах «семерки» и ее партнеров.В этом контексте необходимо углублять сотрудничество по климатической повестке с партнерамипо БРИКС+ и другими странами с формирующимися экономиками и развивающимися странами для со-гласования и продвижения на ключевых площадках, в том числе ООН, «Группы двадцати», БРИКС, ВТО,общей позиции по недопустимости размывания существующей системы глобального управления в сфереклимата с Парижским соглашением и РКИК ООН в центре, использования климатических целей и ре-гулирования как протекционистских и дискриминационных инструментов и обеспечению реализации напрактике принципа общей, но дифференцированной ответственности.Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государ-ственного задания РАНХиГС.Обзор поступил в редакцию 15.11.2023.} }