@ARTICLE{26583242_865777269_2023, author = {Е. Ю. Трещенков}, keywords = {, суверенитет, надгосударственность, многоуровневое управление, Европейский союз, Евразийский экономический союз, суверенизмРоссия}, title = {Надгосударственность и суверенитет в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2023}, month = {октябрь}, volume = {18}, number = {3}, pages = {74-91}, url = {https://iorj.hse.ru/2023-18-3/865777269.html}, publisher = {}, abstract = {В последнее десятилетие понятие суверенитета все чаще используется в общественно-политических дискуссиях. К нему апеллируют самые разные акторы - от системных, ищущих пути преодоления глобального кризиса управления и безопасности, до суверенистов, протестующих против универсализма и ослабления роли государства. В этих условиях трансформация суверенитета в интеграционных объединениях представляет особый интерес. В дискурсе самого продвинутого из них, Европейского союза появилось понятие «стратегического суверенитета». Одним из вызовов этому суверенитету названа политика КНР и России. Последняя также активно апеллирует к понятию суверенитета, и является ядром другого интеграционного объединения - Евразийского экономического союза. С самого создания евразийского Таможенного союза подчеркивалось заимствование им опыта ЕС и нацеленность на то, чтобы стать звеном в сопряжении интеграций в Евразии. В условиях конфликта между Россией и Западом ЕС и ЕАЭС все чаще противопоставляются друг другу.Предлагаемое исследование сфокусировано на выявлении особенностей трансформации суверенитета в интеграционных объединениях на примере ЕС и ЕАЭС. Аналитический фокус сравнению двух моделей задают концепция четырех измерений суверенитета С. Краснера и феномен надгосударственности. Трансформация суверенитета не ограничивается передачей властных полномочий надгосударственным органам. В ЕС суверенитет разделяется между уровнями управления, формируя многоуровневую систему управления и особое политическое сообщество. По поводу ЕАЭС в литературе доминирует мнение о том, что суверенитет стран-участниц непререкаем, а само объединение носит чисто межгосударственный характер. Действительно, на пути передачи его государствами-государствами вопросов организации власти на другие уровни существуют объективные препятствия. Несмотря на это, и в ЕАЭС суверенитет претерпевает определенные изменения. Разные измерения суверенитета здесь были затронуты асимметричными отношениями с Россией еще до формирования ЕАЭС. Союз создан на основе этих связей, но он же их и трансформирует.Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда. № 22-28-00682, https://rscf.ru/project/22-28-00682/.Статья поступила в редакцию 20.05.2023}, annote = {В последнее десятилетие понятие суверенитета все чаще используется в общественно-политических дискуссиях. К нему апеллируют самые разные акторы - от системных, ищущих пути преодоления глобального кризиса управления и безопасности, до суверенистов, протестующих против универсализма и ослабления роли государства. В этих условиях трансформация суверенитета в интеграционных объединениях представляет особый интерес. В дискурсе самого продвинутого из них, Европейского союза появилось понятие «стратегического суверенитета». Одним из вызовов этому суверенитету названа политика КНР и России. Последняя также активно апеллирует к понятию суверенитета, и является ядром другого интеграционного объединения - Евразийского экономического союза. С самого создания евразийского Таможенного союза подчеркивалось заимствование им опыта ЕС и нацеленность на то, чтобы стать звеном в сопряжении интеграций в Евразии. В условиях конфликта между Россией и Западом ЕС и ЕАЭС все чаще противопоставляются друг другу.Предлагаемое исследование сфокусировано на выявлении особенностей трансформации суверенитета в интеграционных объединениях на примере ЕС и ЕАЭС. Аналитический фокус сравнению двух моделей задают концепция четырех измерений суверенитета С. Краснера и феномен надгосударственности. Трансформация суверенитета не ограничивается передачей властных полномочий надгосударственным органам. В ЕС суверенитет разделяется между уровнями управления, формируя многоуровневую систему управления и особое политическое сообщество. По поводу ЕАЭС в литературе доминирует мнение о том, что суверенитет стран-участниц непререкаем, а само объединение носит чисто межгосударственный характер. Действительно, на пути передачи его государствами-государствами вопросов организации власти на другие уровни существуют объективные препятствия. Несмотря на это, и в ЕАЭС суверенитет претерпевает определенные изменения. Разные измерения суверенитета здесь были затронуты асимметричными отношениями с Россией еще до формирования ЕАЭС. Союз создан на основе этих связей, но он же их и трансформирует.Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда. № 22-28-00682, https://rscf.ru/project/22-28-00682/.Статья поступила в редакцию 20.05.2023} }