@ARTICLE{26583242_844639631_2023, author = {Д. Пророкович and Е. Г. Энтина}, keywords = {, ЕС, Берлинский процесс, региональная интеграция, Открытые БалканыЗападные Балканы}, title = {Открытые Балканы:перспективы институционализации}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2023}, month = {июнь}, volume = {18}, number = {2}, pages = {106-121}, url = {https://iorj.hse.ru/2023-18-2/844639631.html}, publisher = {}, abstract = {Когда во второй половине 2010-х годов европейская интеграция Западных Балкан окончательно засто-порилась, Албания, Сербия и Северная Македония выступили с новой региональной инициативой (такназываемый «мини-Шенген»), которая за короткий период переросла в проект со звучным названием«Открытые Балканы». Основная цель проекта - формирование общего рынка с беспрепятственным пере-мещением людей, товаров, услуг и капитала. Несмотря на то что инициатива развивается на самомвысоком государственном уровне (за ее реализацию отвечают лично президенты), на сегодняшний деньпроект по-прежнему остается неясным с точки зрения прикладного наполнения и формирования норма-тивно-правовой базы. Кроме того, можно говорить и об определенном несовпадении интересов ведущихмировых акторов в отношении реализации «Открытых Балкан». Инициативу условно поддерживаютСША, считая тем не менее, что в проект должны быть включены все западнобалканские страны. В из-вестной степени это входит в противоречие с деятельностью Европейского союза, под эгидой которогоеще в 2014 г. был запущен Берлинский процесс, предполагающий очень похожие цели. В этой связи Брюссельлишь осторожно поддерживает «Открытые Балканы».В статье рассматриваются внутренняя и внешняя устойчивость инициативы «Открытые Балка-ны», ее предпосылки и содержательное наполнение. Авторы утверждают, что без поддержки США и Ев-ропейского союза эффективная региональная интеграция на Западных Балканах вряд ли возможна. Средипрочего, Албания, Сербия и Северная Македония обладают скромными институциональными возможно-стями и сравнительно невысокой мотивациейCтатья была подготовлена в рамках исследовательского проекта "Сербия и вызовы в международных отношениях в 2023 году", финансируемого Министерством науки, технологического развития и инноваций Республики Сербии и проводимого Институтом международной политики и экономикиСтатья поступила в редакцию 28.03.2023}, annote = {Когда во второй половине 2010-х годов европейская интеграция Западных Балкан окончательно засто-порилась, Албания, Сербия и Северная Македония выступили с новой региональной инициативой (такназываемый «мини-Шенген»), которая за короткий период переросла в проект со звучным названием«Открытые Балканы». Основная цель проекта - формирование общего рынка с беспрепятственным пере-мещением людей, товаров, услуг и капитала. Несмотря на то что инициатива развивается на самомвысоком государственном уровне (за ее реализацию отвечают лично президенты), на сегодняшний деньпроект по-прежнему остается неясным с точки зрения прикладного наполнения и формирования норма-тивно-правовой базы. Кроме того, можно говорить и об определенном несовпадении интересов ведущихмировых акторов в отношении реализации «Открытых Балкан». Инициативу условно поддерживаютСША, считая тем не менее, что в проект должны быть включены все западнобалканские страны. В из-вестной степени это входит в противоречие с деятельностью Европейского союза, под эгидой которогоеще в 2014 г. был запущен Берлинский процесс, предполагающий очень похожие цели. В этой связи Брюссельлишь осторожно поддерживает «Открытые Балканы».В статье рассматриваются внутренняя и внешняя устойчивость инициативы «Открытые Балка-ны», ее предпосылки и содержательное наполнение. Авторы утверждают, что без поддержки США и Ев-ропейского союза эффективная региональная интеграция на Западных Балканах вряд ли возможна. Средипрочего, Албания, Сербия и Северная Македония обладают скромными институциональными возможно-стями и сравнительно невысокой мотивациейCтатья была подготовлена в рамках исследовательского проекта "Сербия и вызовы в международных отношениях в 2023 году", финансируемого Министерством науки, технологического развития и инноваций Республики Сербии и проводимого Институтом международной политики и экономикиСтатья поступила в редакцию 28.03.2023} }