@ARTICLE{26583242_844632657_2023, author = {М. В. Стрежнева}, keywords = {, утечка углерода, система торговли квотами на выбросы, многоуровневое управление, ВТО, Европейская комиссия, механизм трансграничного углеродного регулирования, ценообразование на углеродэкспортные скидки}, title = {Углеродный сбор Евросоюза:на пересечении климатической и внешнеторговой политики}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2023}, month = {июнь}, volume = {18}, number = {2}, pages = {53-67}, url = {https://iorj.hse.ru/2023-18-2/844632657.html}, publisher = {}, abstract = {В Евросоюзе (ЕС) готовятся к реализации механизма трансграничного углеродного регулирования (МТУР).В статье проанализирована взаимосвязь внутренних относительно ЕС и международных аспектов этойинициативы, которые составляют две стороны одной медали: будучи дополнением к европейской систе-ме торговли квотами, МТУР одновременно является внешнеторговой мерой, напрямую затрагивающейотношения ЕС c торговыми партнерами и специализированными международными организациями. Учеттакой взаимосвязи показывает, почему дизайн европейского углеродного сбора далек от оптимума с точкизрения решения задач борьбы с изменением климата.Основой для анализа МТУР послужил концепт многоуровневого управления. Избранный подход нацелен на прояснение институциональной специфики МТУР, важной с точки зрения оценки его реальных перспектив. В частности, с помощью этого концепта вскрывается, как в практике европейского управлениямогут быть размыты грани между регулированием рынка и налоговой политикой.Показано, чем МТУР отличается от импортного налога и в то же время схож с углеродным тари-фом. Проведенный анализ данной гибридной меры позволяет судить о том, что, по замыслу Еврокомиссии(ЕК, Комиссия), она призвана обеспечить в Европе благоприятные условия для инвестирования в финан-сово затратные низкоуглеродные технологии при устранении конкуренции со стороны дешевого высоко-углеродного импорта. В то же время ЕК, чтобы избежать развязывания торговых войн, важно макси-мально возможное соответствие МТУР требованиям ВТО. Совместимость с правом ВТО укрепила быэкологическую легитимность данного регуляторного механизма и гарантировала бы, что международныепартнеры не станут его рассматривать как форму зеленого протекционизма.В статье отмечены нюансы предпочтений по данной инициативе, которых придерживаются самаЕК, государства - члены Евросоюза, Европарламент (ЕП), а также представители углеродоемких от-раслей европейской промышленности. Отдельное внимание уделяется обсуждению в Евросоюзе вопроса оподключении к МТУР экспортных скидок для собственных производителей.Статья поступила в редакцию 27.03.2023}, annote = {В Евросоюзе (ЕС) готовятся к реализации механизма трансграничного углеродного регулирования (МТУР).В статье проанализирована взаимосвязь внутренних относительно ЕС и международных аспектов этойинициативы, которые составляют две стороны одной медали: будучи дополнением к европейской систе-ме торговли квотами, МТУР одновременно является внешнеторговой мерой, напрямую затрагивающейотношения ЕС c торговыми партнерами и специализированными международными организациями. Учеттакой взаимосвязи показывает, почему дизайн европейского углеродного сбора далек от оптимума с точкизрения решения задач борьбы с изменением климата.Основой для анализа МТУР послужил концепт многоуровневого управления. Избранный подход нацелен на прояснение институциональной специфики МТУР, важной с точки зрения оценки его реальных перспектив. В частности, с помощью этого концепта вскрывается, как в практике европейского управлениямогут быть размыты грани между регулированием рынка и налоговой политикой.Показано, чем МТУР отличается от импортного налога и в то же время схож с углеродным тари-фом. Проведенный анализ данной гибридной меры позволяет судить о том, что, по замыслу Еврокомиссии(ЕК, Комиссия), она призвана обеспечить в Европе благоприятные условия для инвестирования в финан-сово затратные низкоуглеродные технологии при устранении конкуренции со стороны дешевого высоко-углеродного импорта. В то же время ЕК, чтобы избежать развязывания торговых войн, важно макси-мально возможное соответствие МТУР требованиям ВТО. Совместимость с правом ВТО укрепила быэкологическую легитимность данного регуляторного механизма и гарантировала бы, что международныепартнеры не станут его рассматривать как форму зеленого протекционизма.В статье отмечены нюансы предпочтений по данной инициативе, которых придерживаются самаЕК, государства - члены Евросоюза, Европарламент (ЕП), а также представители углеродоемких от-раслей европейской промышленности. Отдельное внимание уделяется обсуждению в Евросоюзе вопроса оподключении к МТУР экспортных скидок для собственных производителей.Статья поступила в редакцию 27.03.2023} }