@ARTICLE{26583242_779636383_2022, author = {С. Д. Бурмина and К. В. Нестерова and А. В. Полбин}, keywords = {, нефть, налог на выбросы, ОПЕК, олигополия, картельценообразование}, title = {Оценка влияния налогообложения выбросов СО2 на российскую отрасль нефтедобычи}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2022}, month = {сентябрь}, volume = {17}, number = {3}, pages = {131-154}, url = {https://iorj.hse.ru/2022-17-3/779636383.html}, publisher = {}, abstract = {В представленной работе проводится оценка влияния гипотетических ограничений на потребление ископаемого топлива, реализуемых за счет ввода налога на выбросы СО2 в мировой экономике и отдельных регионах на добычу нефти России, ОПЕК и восьми других крупнейших производителей нефти.В первой части исследования приводится обзор литературы, где рассматриваются актуальные работы, посвященные проблеме налогообложения выбросов в мировой экономике. Анализируются подходы к моделированию такой политики, проблема выбора траектории налоговой ставки, а также основные выводы, последствия и рекомендации для экономической политики стран-экспортеров нефти. Отдельно рассматриваются подходы к моделированию ценообразования на рынке нефти. Показывается, что важную роль в моделировании нефтяного рынка играет предпосылка об олигополистическом стратегическом взаимодействии нефтеэкспортеров.На следующем шаге строится модель стратегического взаимодействия стран на нефтяном рынке по модели Курно. Данная модель калибруется в соответствии с данными о параметрах спроса, а также предложения, в том числе издержками производства отдельных стран-экспортеров по данным Rystad. Далее строится 12 возможных сценария налогообложения отрасли вследствие введения налога на выбросы СО2 в размере 25, 50 и 75 долл. на тонну выбросов. Предполагается, что данный налог конвертируется в налог на покупку нефти пропорционально объему выбросов, которые выделяются при использовании каждого барреля нефти. Для каждого начального значения налоговой ставки налога на выбросы рассматриваются случаи, когда ставка остается неизменной или постоянно растет с темпом 1,5% в год. Далее те же варианты налогообложения рассматриваются в случае их применения только развитыми странами.В работе показывается, что постепенный рост налоговой ставки приводит к ускоренной добыче нефти в краткосрочной перспективе по сравнению со сценариями неизменной во времени ставки налога. Также выявляется значимая роль эффекта перелива между рынками в случае введения налога в части стран. Так при введении налога 50 долл. на тонну выбросов с годовым ростом 1,5% во всем мире пиковая цена на нефть оказывается ниже на 29,6 долл./барр. При введении такого налога только в развитых странах падения цены на нефть в пике по сравнению с базовым сценарием без налогообложения составляет 18,4 долл./барр. на рынке, где ввели налог и 7,8 долл./барр. на рынке, где не вводили налог. Также указывается, что из-за введения налога среди всех нефтеэкспортеров у России отмечаются одни из крупнейших потерь в выручке.Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00126,https://rscf.ru/project/21-18-00126/}, annote = {В представленной работе проводится оценка влияния гипотетических ограничений на потребление ископаемого топлива, реализуемых за счет ввода налога на выбросы СО2 в мировой экономике и отдельных регионах на добычу нефти России, ОПЕК и восьми других крупнейших производителей нефти.В первой части исследования приводится обзор литературы, где рассматриваются актуальные работы, посвященные проблеме налогообложения выбросов в мировой экономике. Анализируются подходы к моделированию такой политики, проблема выбора траектории налоговой ставки, а также основные выводы, последствия и рекомендации для экономической политики стран-экспортеров нефти. Отдельно рассматриваются подходы к моделированию ценообразования на рынке нефти. Показывается, что важную роль в моделировании нефтяного рынка играет предпосылка об олигополистическом стратегическом взаимодействии нефтеэкспортеров.На следующем шаге строится модель стратегического взаимодействия стран на нефтяном рынке по модели Курно. Данная модель калибруется в соответствии с данными о параметрах спроса, а также предложения, в том числе издержками производства отдельных стран-экспортеров по данным Rystad. Далее строится 12 возможных сценария налогообложения отрасли вследствие введения налога на выбросы СО2 в размере 25, 50 и 75 долл. на тонну выбросов. Предполагается, что данный налог конвертируется в налог на покупку нефти пропорционально объему выбросов, которые выделяются при использовании каждого барреля нефти. Для каждого начального значения налоговой ставки налога на выбросы рассматриваются случаи, когда ставка остается неизменной или постоянно растет с темпом 1,5% в год. Далее те же варианты налогообложения рассматриваются в случае их применения только развитыми странами.В работе показывается, что постепенный рост налоговой ставки приводит к ускоренной добыче нефти в краткосрочной перспективе по сравнению со сценариями неизменной во времени ставки налога. Также выявляется значимая роль эффекта перелива между рынками в случае введения налога в части стран. Так при введении налога 50 долл. на тонну выбросов с годовым ростом 1,5% во всем мире пиковая цена на нефть оказывается ниже на 29,6 долл./барр. При введении такого налога только в развитых странах падения цены на нефть в пике по сравнению с базовым сценарием без налогообложения составляет 18,4 долл./барр. на рынке, где ввели налог и 7,8 долл./барр. на рынке, где не вводили налог. Также указывается, что из-за введения налога среди всех нефтеэкспортеров у России отмечаются одни из крупнейших потерь в выручке.Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00126,https://rscf.ru/project/21-18-00126/} }