@ARTICLE{26583242_582189964_2022, author = {И. Э. Магадеев}, keywords = {, Франция, Африка, многосторонность, международные отношенияСахель}, title = {Многосторонность как вынужденная необходимость? Эволюция французской политики в Субсахарской Африке: преемственность и новизна 

}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2022}, month = {март}, volume = {17}, number = {1}, pages = {114-128}, url = {https://iorj.hse.ru/2022-17-1/582189964.html}, publisher = {}, abstract = {АннотацияВнешнеполитический дискурс президента Франции Эмманюэля Макрона нередко строится на идее многосторонности как организующего принципа международных отношений. Однако резоны и факторы, определявшие подобную ставку Парижа, были далеки от идеализма. Цель статьи - выявить, насколько риторика многосторонности соответствует политике Пятой республики в Субсахарской Африке в 2017-2021 гг. Автор опирается на программные документы французских ведомств, тексты законов и выступления президента Франции. Статья построена на основе анализа трех традиционных «опор» Пятой республики в Африке и эволюции подходов Парижа в их отношении. Речь идет о французском военном присутствии, системе валют стран Западной и Центральной Африки (бывший франк КФА), французской помощи развитию. Анализ политики Франции в Субсахарской Африке продемонстрировал стремление Парижа укрепить элементы многосторонности. Прежде всего речь шла о желании Макрона европеизировать и интернационализировать взаимодействие Пятой республики с Африкой за счет активизации диалога посредством ЕС, ООН, Африканского союза, других международных организаций и форматов; о проведении реформы франка КФА, в рамках которой Париж передал больше полномочий африканским странам; об эволюции политики помощи развитию, в осуществлении которой Франция шла к большему учету международных критериев и принципов, сохраняя при этом акцент на билатеральном подходе. Конкуренция за влияние с КНР, Турцией и Россией, взаимозависимость в сфере безопасности между зоной Сахеля и Европой (факторы терроризма, миграционных потоков) стимулируют власти Пятой республики уделять внимание Субсахарской Африке. Вместе с тем дефицит экономических и военно-политических ресурсов подталкивает Париж к поиску способов разделить «бремя» африканской политики со своими союзниками, а также с самими странами региона. В значительной степени многосторонность является для Парижа способом максимизировать дивиденды от африканской политики и сократить издержки.}, annote = {АннотацияВнешнеполитический дискурс президента Франции Эмманюэля Макрона нередко строится на идее многосторонности как организующего принципа международных отношений. Однако резоны и факторы, определявшие подобную ставку Парижа, были далеки от идеализма. Цель статьи - выявить, насколько риторика многосторонности соответствует политике Пятой республики в Субсахарской Африке в 2017-2021 гг. Автор опирается на программные документы французских ведомств, тексты законов и выступления президента Франции. Статья построена на основе анализа трех традиционных «опор» Пятой республики в Африке и эволюции подходов Парижа в их отношении. Речь идет о французском военном присутствии, системе валют стран Западной и Центральной Африки (бывший франк КФА), французской помощи развитию. Анализ политики Франции в Субсахарской Африке продемонстрировал стремление Парижа укрепить элементы многосторонности. Прежде всего речь шла о желании Макрона европеизировать и интернационализировать взаимодействие Пятой республики с Африкой за счет активизации диалога посредством ЕС, ООН, Африканского союза, других международных организаций и форматов; о проведении реформы франка КФА, в рамках которой Париж передал больше полномочий африканским странам; об эволюции политики помощи развитию, в осуществлении которой Франция шла к большему учету международных критериев и принципов, сохраняя при этом акцент на билатеральном подходе. Конкуренция за влияние с КНР, Турцией и Россией, взаимозависимость в сфере безопасности между зоной Сахеля и Европой (факторы терроризма, миграционных потоков) стимулируют власти Пятой республики уделять внимание Субсахарской Африке. Вместе с тем дефицит экономических и военно-политических ресурсов подталкивает Париж к поиску способов разделить «бремя» африканской политики со своими союзниками, а также с самими странами региона. В значительной степени многосторонность является для Парижа способом максимизировать дивиденды от африканской политики и сократить издержки.} }