@ARTICLE{26583242_580937210_2022, author = {Е. Н. Грачиков and Х. Сюй}, keywords = {, Китай, международные организации, международная система, академический дискурс, допущения, Си Цзиньпин, структурирование международных отношениймодель мироустройства}, title = {

КНР и международная система: формирование собственной модели мироустройства

}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2022}, month = {март}, volume = {17}, number = {1}, pages = {7-24}, url = {https://iorj.hse.ru/2022-17-1/580937210.html}, publisher = {}, abstract = {Китайская Народная Республика (КНР) за время своей 72-летней истории прошла сложный путь смены дипломатических стратегий взаимоотношений с внешним миром. Первый период - 30 лет с 1949 по 1978 г. - идеологический, направлялся Мао Цзэдуном и полностью игнорировал международные организации. Второй - следующие 30 лет (1978-2008 гг.) - экономический. Его определила политика реформ и открытости Дэн Сяопина и постепенное встраивание КНР в международную систему. Сейчас Китай реализует третий - политический - этап под руководством Си Цзиньпина, который поставил перед страной амбициозные задачи дипломатии великой державы и формирования новых международных структур, в которых Китай играет ведущую роль и оказывает реальное влияние на будущую модель системы международных отношений.Образование КНР в 1949 г. и последовавшая вскоре за этим корейская война (1950-1953 гг.), в которой китайские солдаты-«добровольцы» воевали с объединенными силами ООН, на два десятилетия заблокировала возможность контактов КНР с этой универсальной международной организацией. Внутренние события, в частности «культурная революция», также не способствовали решению этой проблемы. Даже восстановление в 1971 г. прав КНР в ООН, установление дипломатических отношений с США в 1979 г. и реформы Дэн Сяопина не смогли существенно ускорить присоединение КНР к другим международным организациям. Этот процесс занял еще около 20 лет и в целом завершился лишь в 2001 г. вступлением в ВТО. В XXI в., особенно после мирового финансового кризиса 2008 г., Китай стал активно создавать со странами-партнерами международные организации, которые иногда воспринимаются как параллельные или альтернативные.Цель статьи - анализ китайского академического дискурса по проблеме взаимоотношений КНР с международными организациями и системой в целом, где до сегодняшнего дня доминируют западные страны во главе с США, и Китай не видит для себя перспективы занять там достойное и подобающее своей комплексной мощи место. В статье исследуется история становления взаимоотношений КНР с международной системой, выявляются причины недовольства КНР своим статусом в ее структурах и прослеживается процесс создания международных организаций, в которых Китай занимает доминирующее положение и в глобальной конкуренции с США может влиять на будущую модель устройства мира.Особенность статьи заключается в том, что в основном анализируются работы китайских авторов, которые исследуют позицию своей страны в отношении международных организаций. Делается вывод о том, что Китай активно форматирует свое геоэкономическое пространство, предлагая странам Глобального Юга, входящим в него, не только материальные дивиденды, но и свои ценности, модель развитияи свой взгляд на будущую модель мироустройства.Cтатья подготовлена в рамках гранта РФФИ 20-514-93003 - совместного проектас Китайской академией общественных наук «Россия и Китай в мировом политическом пространстве:согласование национальных интересов в глобальном управлении».}, annote = {Китайская Народная Республика (КНР) за время своей 72-летней истории прошла сложный путь смены дипломатических стратегий взаимоотношений с внешним миром. Первый период - 30 лет с 1949 по 1978 г. - идеологический, направлялся Мао Цзэдуном и полностью игнорировал международные организации. Второй - следующие 30 лет (1978-2008 гг.) - экономический. Его определила политика реформ и открытости Дэн Сяопина и постепенное встраивание КНР в международную систему. Сейчас Китай реализует третий - политический - этап под руководством Си Цзиньпина, который поставил перед страной амбициозные задачи дипломатии великой державы и формирования новых международных структур, в которых Китай играет ведущую роль и оказывает реальное влияние на будущую модель системы международных отношений.Образование КНР в 1949 г. и последовавшая вскоре за этим корейская война (1950-1953 гг.), в которой китайские солдаты-«добровольцы» воевали с объединенными силами ООН, на два десятилетия заблокировала возможность контактов КНР с этой универсальной международной организацией. Внутренние события, в частности «культурная революция», также не способствовали решению этой проблемы. Даже восстановление в 1971 г. прав КНР в ООН, установление дипломатических отношений с США в 1979 г. и реформы Дэн Сяопина не смогли существенно ускорить присоединение КНР к другим международным организациям. Этот процесс занял еще около 20 лет и в целом завершился лишь в 2001 г. вступлением в ВТО. В XXI в., особенно после мирового финансового кризиса 2008 г., Китай стал активно создавать со странами-партнерами международные организации, которые иногда воспринимаются как параллельные или альтернативные.Цель статьи - анализ китайского академического дискурса по проблеме взаимоотношений КНР с международными организациями и системой в целом, где до сегодняшнего дня доминируют западные страны во главе с США, и Китай не видит для себя перспективы занять там достойное и подобающее своей комплексной мощи место. В статье исследуется история становления взаимоотношений КНР с международной системой, выявляются причины недовольства КНР своим статусом в ее структурах и прослеживается процесс создания международных организаций, в которых Китай занимает доминирующее положение и в глобальной конкуренции с США может влиять на будущую модель устройства мира.Особенность статьи заключается в том, что в основном анализируются работы китайских авторов, которые исследуют позицию своей страны в отношении международных организаций. Делается вывод о том, что Китай активно форматирует свое геоэкономическое пространство, предлагая странам Глобального Юга, входящим в него, не только материальные дивиденды, но и свои ценности, модель развитияи свой взгляд на будущую модель мироустройства.Cтатья подготовлена в рамках гранта РФФИ 20-514-93003 - совместного проектас Китайской академией общественных наук «Россия и Китай в мировом политическом пространстве:согласование национальных интересов в глобальном управлении».} }