@ARTICLE{26583242_519486854_2021, author = {М. В. Ларионова}, keywords = {, ЕС, «Зеленая сделка», климатическая нейтральность, экспорт климатической политики, многосторонние институтыглобальное климатическое управление}, title = {Механизмы интернационализации Зеленой сделки}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2021}, month = {сентябрь}, volume = {16}, number = {3}, pages = {124-160}, url = {https://iorj.hse.ru/2021-16-3/519486854.html}, publisher = {}, abstract = {ЕС стремиться стать глобальной климатической державой. После принятия Зеленой сделки достижение климатической нейтральности к 2050 стало девизом, целью и опорой внешней политики Союза. Намечена интернационализация Зеленой сделки через систему инструментов внешней политики, включая финансовые инструменты, торговую политику, механизм пограничных корректировок, соглашения с третьими странами, содействие развитию, продвижение регулирования и стандартов ЕС через сотрудничество в рамках многосторонних институтов, построение системы глобального климатического управления. В настоящее время сформулированы нормативные документы и предложения по ключевым направлениям, идет дискуссия по формату и формируются планы реализации. В этой связи актуальность представляет анализ инициатив ЕС по интернационализации целей зеленой трансформации и выявление связанных с их реализацией рисков и возможностей для сотрудничества России и ЕС.В статье представлены результаты исследования совокупности используемых ЕС внешнеполитических инструментов: новой торговой политики «открытой стратегической автономии» и Инициативы по торговле и устойчивому развитию в ВТО; механизма скрининга иностранных инвестиций и таксономии экологический устойчивых инвестиций и экономической деятельности; новых подходов к энергетической безопасности и формированию глобальных энергетических рынков, включая нормы и стандарты для рынка водорода; новой политики добрососедства, в  том числе, стратегии для Центральной Азии и Интегрированного инструмента соседства, развития и международного сотрудничества. Учитывая, что в настоящее время работа по их имплементации только начинается, объектом исследования являются документы и планируемые действия. Анализ имеет прикладной и прогностический характер. На основе контент-анализа документов, систематизации и экспертной оценки сформулирована оценка воздействия инструментов интернационализации климатической политики ЕС на экономической сотрудничество ЕС и России и потенциала лидерства ЕС в формировании глобального климатического управления.Автор делает вывод, что ряд инструментов интернационализации Зеленой сделки содержит риски для экономических проектов РФ, и предлагает рекомендации по преодолению или смягчению рисков.  В части, касающейся глобального управления стремление ЕС интегрировать цели климатической нейтральности в международную повестку может служить мостом для инклюзивного сотрудничества. Одновременно убежденность в необходимости навязать свои приоритеты партнерам «кнутом и пряником», включая применение экономических мер в отношении не в полной мере разделяющих подход ЕС стран, может иметь и деструктивный характер. Автор считает, что способность ЕС выстроить конструктивное сотрудничество будет своего рода тестом реального лидерства. Учитывая, что внешнее измерение Зеленой сделки не просто направлено на реализацию приоритетов и ценностей ЕС, но на создание глобального общественного блага, противоречия возникают не относительно целеполагания, а относительно инструментов достижения цели. В этом смысле в интересах России, и других партнеров, непосредственно затрагиваемых политикой ЕС, не противодействие «экспорту климатической политики», а сотрудничество для снижения непредвиденных последствий их применения и формирования инклюзивного глобального климатического управления.}, annote = {ЕС стремиться стать глобальной климатической державой. После принятия Зеленой сделки достижение климатической нейтральности к 2050 стало девизом, целью и опорой внешней политики Союза. Намечена интернационализация Зеленой сделки через систему инструментов внешней политики, включая финансовые инструменты, торговую политику, механизм пограничных корректировок, соглашения с третьими странами, содействие развитию, продвижение регулирования и стандартов ЕС через сотрудничество в рамках многосторонних институтов, построение системы глобального климатического управления. В настоящее время сформулированы нормативные документы и предложения по ключевым направлениям, идет дискуссия по формату и формируются планы реализации. В этой связи актуальность представляет анализ инициатив ЕС по интернационализации целей зеленой трансформации и выявление связанных с их реализацией рисков и возможностей для сотрудничества России и ЕС.В статье представлены результаты исследования совокупности используемых ЕС внешнеполитических инструментов: новой торговой политики «открытой стратегической автономии» и Инициативы по торговле и устойчивому развитию в ВТО; механизма скрининга иностранных инвестиций и таксономии экологический устойчивых инвестиций и экономической деятельности; новых подходов к энергетической безопасности и формированию глобальных энергетических рынков, включая нормы и стандарты для рынка водорода; новой политики добрососедства, в  том числе, стратегии для Центральной Азии и Интегрированного инструмента соседства, развития и международного сотрудничества. Учитывая, что в настоящее время работа по их имплементации только начинается, объектом исследования являются документы и планируемые действия. Анализ имеет прикладной и прогностический характер. На основе контент-анализа документов, систематизации и экспертной оценки сформулирована оценка воздействия инструментов интернационализации климатической политики ЕС на экономической сотрудничество ЕС и России и потенциала лидерства ЕС в формировании глобального климатического управления.Автор делает вывод, что ряд инструментов интернационализации Зеленой сделки содержит риски для экономических проектов РФ, и предлагает рекомендации по преодолению или смягчению рисков.  В части, касающейся глобального управления стремление ЕС интегрировать цели климатической нейтральности в международную повестку может служить мостом для инклюзивного сотрудничества. Одновременно убежденность в необходимости навязать свои приоритеты партнерам «кнутом и пряником», включая применение экономических мер в отношении не в полной мере разделяющих подход ЕС стран, может иметь и деструктивный характер. Автор считает, что способность ЕС выстроить конструктивное сотрудничество будет своего рода тестом реального лидерства. Учитывая, что внешнее измерение Зеленой сделки не просто направлено на реализацию приоритетов и ценностей ЕС, но на создание глобального общественного блага, противоречия возникают не относительно целеполагания, а относительно инструментов достижения цели. В этом смысле в интересах России, и других партнеров, непосредственно затрагиваемых политикой ЕС, не противодействие «экспорту климатической политики», а сотрудничество для снижения непредвиденных последствий их применения и формирования инклюзивного глобального климатического управления.} }