@ARTICLE{26583242_510565330_2021, author = {Д. А. Дегтерев and М. С. Рамич and Д. А. Пискунов}, keywords = {, США, «сетевое общество», новая биполярность, киберпространство, КНРглобальное управление}, title = {Подходы США и КНР к глобальному управлению киберпространством: «новая биполярность» в «сетевом обществе»}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2021}, month = {сентябрь}, volume = {16}, number = {3}, pages = {7-33}, url = {https://iorj.hse.ru/2021-16-3/510565330.html}, publisher = {}, abstract = {С точки зрения теории властного транзита (powertransitiontheory), система международных отношений постепенно входит в фазу «транзита власти», где США, являясь глобальным гегемоном, стремятся сохранить существующий мировой порядок, а КНР создает альтернативные международные форматы для реформирования системы международных отношений и укрепления своей структурной власти. Технологическая сфера и киберпространство становятся полем для несиловой конкуренции между странами, что делает изучение вопросов глобального управления киберпространством критически важным для понимания контуров «новой биполярности».В данной статье представлен анализ подходов США и КНР к глобальному управлению киберпространством через призму теории «сетевого общества» М. Кастельса. Авторами поставлена задача определить направления деятельности США и КНР в рамках четырех типов «власти» в киберпространстве: «сетевой власти», «власти сети», «власти в сети» и «сетесозидающей власти».Данный анализ позволяет сделать вывод, что США играют лидирующую роль в рамках всех четырех типов «власти» за счет функционирования децентрализованной модели, в основе которой лежит принцип «мультистейкхолдеризма», а решающую роль играют негосударственные компании и организации развитых стран. Однако КНР уже подготовила необходимый инструментарий для реформирования существующей системы глобального управления киберпространством на основе централизованной модели с доминирующей ролью ООН в качестве международного органа управления и государства в качестве основного актора. Основными бенефициарами централизованной модели являются развивающиеся страны, которые неспособны оказывать влияние на глобальное управление киберпространством в условиях доминирования частных компаний из развитых стран.}, annote = {С точки зрения теории властного транзита (powertransitiontheory), система международных отношений постепенно входит в фазу «транзита власти», где США, являясь глобальным гегемоном, стремятся сохранить существующий мировой порядок, а КНР создает альтернативные международные форматы для реформирования системы международных отношений и укрепления своей структурной власти. Технологическая сфера и киберпространство становятся полем для несиловой конкуренции между странами, что делает изучение вопросов глобального управления киберпространством критически важным для понимания контуров «новой биполярности».В данной статье представлен анализ подходов США и КНР к глобальному управлению киберпространством через призму теории «сетевого общества» М. Кастельса. Авторами поставлена задача определить направления деятельности США и КНР в рамках четырех типов «власти» в киберпространстве: «сетевой власти», «власти сети», «власти в сети» и «сетесозидающей власти».Данный анализ позволяет сделать вывод, что США играют лидирующую роль в рамках всех четырех типов «власти» за счет функционирования децентрализованной модели, в основе которой лежит принцип «мультистейкхолдеризма», а решающую роль играют негосударственные компании и организации развитых стран. Однако КНР уже подготовила необходимый инструментарий для реформирования существующей системы глобального управления киберпространством на основе централизованной модели с доминирующей ролью ООН в качестве международного органа управления и государства в качестве основного актора. Основными бенефициарами централизованной модели являются развивающиеся страны, которые неспособны оказывать влияние на глобальное управление киберпространством в условиях доминирования частных компаний из развитых стран.} }