@ARTICLE{26583242_459406007_2021, author = {И. М. Попова}, keywords = {, ЕАЭС, цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года, интеграционные процессы на постсоветском пространстве, Евразийская экономическая комиссияцифровая экономика}, title = {Проблемы реализации цифровой повестки ЕАЭС}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2021}, month = {4}, volume = {16}, number = {1}, pages = {127-144}, url = {https://iorj.hse.ru/2021-16-1/459406007.html}, publisher = {}, abstract = {Цифровизация является одним из основных процессов развития экономики как на национальном, так и на глобальном уровне. Активно процесс формулирования и имплементации политики развития цифровой экономики идет в странах-членах ЕАЭС, а в 2017 году были приняты Стратегические направления развития цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Выявление особенностей и проблем реализации цифровой в контексте интеграционных процессов в регионе является целью данной статьи. Исследование представляет анализ взаимодействия на наднациональном уровне, в рамках институтов ЕАЭС, а также взаимодействие национального уровня с надгосударственным. Автор приходит к выводу, чтфыопроектная часть повестки хоть медленно, но реализуется. Другие предусмотренные механизмы требуют гораздо большего уровня гармонизации, к которому руководители стран-членов ЕАЭС по разным, в том числе вполне объективным, причинам пока не готовы. Основными особенностями реализации цифровой повестки в ЕАЭС являются главенство суверенитета, различный уровень развития на уровне стран-членов как в доступе к инфраструктуре, так и в нормативно-правовой базе, проектных подход к реализации, отсутствие закрепления в Договоре о ЕАЭС, привлечение экспертных сообществ.По итогам анализа нормативно-правовой базы, хода реализации повестки, а также выделения ее особенностей, сильных и слабых сторон, можно дать следующие рекомендации:создать институциональные и правовые основы Цифровой повестки,улучшить координацию между национальным и наднациональным уровнем, обеспечить принятие стратегий развития ЦЭ во всех странах-членах и их максимальную синхронизацию, повышать эффективность отбора и реализации инициатив, перенимать лучшие практики и сотрудничать с международными организациями, развивать сотрудничество с ЕС и странами ЕС для снижения рисков борьбы за влияние на цифровое пространство Союза.Для России развитие цифровой повестки в рамках ЕАЭС и углубление интеграции (или развитие сотрудничества по другим моделям) необходимы для обеспечения реализации национальных интересов в приоритетном регионе - на постсоветском пространстве, особенно с учетом все более активного развивающегося нормативного влияния других акторов, в первую очередь, ЕС. С учетом роста значимости цифровизации как фактора экономического роста и усиления конкуренции за влияние на регулирование ЦЭ, приоритетом для РФ должно быть разрешение противоречия между принципом главенства суверенитета и развитием интеграции. Возможным выходом может быть подход, основанный на интеграции разных скоростей, апробированный в ЕС. Еще одним вариантом может стать полный пересмотр модели взаимодействия с соседями по региону.}, annote = {Цифровизация является одним из основных процессов развития экономики как на национальном, так и на глобальном уровне. Активно процесс формулирования и имплементации политики развития цифровой экономики идет в странах-членах ЕАЭС, а в 2017 году были приняты Стратегические направления развития цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Выявление особенностей и проблем реализации цифровой в контексте интеграционных процессов в регионе является целью данной статьи. Исследование представляет анализ взаимодействия на наднациональном уровне, в рамках институтов ЕАЭС, а также взаимодействие национального уровня с надгосударственным. Автор приходит к выводу, чтфыопроектная часть повестки хоть медленно, но реализуется. Другие предусмотренные механизмы требуют гораздо большего уровня гармонизации, к которому руководители стран-членов ЕАЭС по разным, в том числе вполне объективным, причинам пока не готовы. Основными особенностями реализации цифровой повестки в ЕАЭС являются главенство суверенитета, различный уровень развития на уровне стран-членов как в доступе к инфраструктуре, так и в нормативно-правовой базе, проектных подход к реализации, отсутствие закрепления в Договоре о ЕАЭС, привлечение экспертных сообществ.По итогам анализа нормативно-правовой базы, хода реализации повестки, а также выделения ее особенностей, сильных и слабых сторон, можно дать следующие рекомендации:создать институциональные и правовые основы Цифровой повестки,улучшить координацию между национальным и наднациональным уровнем, обеспечить принятие стратегий развития ЦЭ во всех странах-членах и их максимальную синхронизацию, повышать эффективность отбора и реализации инициатив, перенимать лучшие практики и сотрудничать с международными организациями, развивать сотрудничество с ЕС и странами ЕС для снижения рисков борьбы за влияние на цифровое пространство Союза.Для России развитие цифровой повестки в рамках ЕАЭС и углубление интеграции (или развитие сотрудничества по другим моделям) необходимы для обеспечения реализации национальных интересов в приоритетном регионе - на постсоветском пространстве, особенно с учетом все более активного развивающегося нормативного влияния других акторов, в первую очередь, ЕС. С учетом роста значимости цифровизации как фактора экономического роста и усиления конкуренции за влияние на регулирование ЦЭ, приоритетом для РФ должно быть разрешение противоречия между принципом главенства суверенитета и развитием интеграции. Возможным выходом может быть подход, основанный на интеграции разных скоростей, апробированный в ЕС. Еще одним вариантом может стать полный пересмотр модели взаимодействия с соседями по региону.} }