TY - JOUR TI - Финансовые посреднические фонды Всемирного банка как многосторонний механизм трансфера помощи в политически нестабильные регионы (на примере Транзитного фонда «Довильского партнерства») T2 - Вестник международных организаций IS - Вестник международных организаций KW - Всемирный банк KW - финансовый посреднический фонд KW - трастовый фонд KW - содействие международному развитию KW - много-двусторонняя помощь KW - Довильское партнерство KW - Группа семи KW - «Группа восьми» KW - Арабское пробуждение KW - Ближний Восток и Северная Африка AB - В последние годы в мире наблюдается устойчивый рост объемов "много-двусторонней" помощи - целевых взносов, направляемых странами-донорами по каналам многосторонних организаций. Особо широко задействуются финансовые посреднические и трастовые фонды Группы Всемирного банка - в том числе при оказании помощи "хрупким" государствам - приоритетной с точки зрения достижения Целей устойчивого развития группы реципиентов. При этом финансовые посреднические фонды (ФПФ) изучены значительно хуже, чем трастовые.Цель статьи - обозначить специфику ФПФ Всемирного банка как многостороннего  механизма трансфера помощи в политически нестабильные регионы на примере Транзитного фонда «Довильского партнерства», учрежденного в 2012 г. с целью поддержки государств Ближнего Востока и Северной Африки, временно утративших устойчивость в результате "Арабского пробуждения". В вводном разделе рассмотрены отличительные черты ФПФ как многосторонних механизмов содействия международному развитию, а также выгоды и риски, сопряженные с их использованием, которые далее проиллюстрированы на примере процедуры учреждения, структуры управления и особенностей мобилизации и распределения средств указанного Транзитного фонда.Сделан вывод, что гипотетически ФПФ - достаточно удобный для всех участников взаимодействия механизм трансфера средств - особенно в политически нестабильные регионы. Однако на деле все определяется политическим контекстом их учреждения и функционирования, и история Транзитного фонда "Довильского партнерства" - лучшее тому подтверждение. По целому ряду параметров (процедура учреждения, структура управления) этот механизм мало чем отличался от других фондов того же типа. Но его работа оказалась сопряжена с рядом сложностей, не характерных для большинства ФПФ, преимущественно ориентированных на более политически нейтральные сектора. Возникли они вследствие таких факторов, как примат формальных договоренностей в рамках "Довильского партнерства", уникальность состава участников и глубина расхождений между ними, а также кардинальное ухудшение политического климата в арабском мире и вне его в 2014 г. Это не только смешало планы по расширению круга доноров или мобилизации запланированного объема средств, но и обусловило политизацию их распределения. Политические риски, воплотившиеся в деятельности Транзитного фонда, могут проявиться и в других ФПФ, ориентированных на государства, причисляемые к категории «хрупких», что требует учета прошлого опыта и приоритизации вопросов оценки и смягчения таких рисков при запуске новых механизмов. Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта No 17-37-01018-ОГН. AU - В. И. Бартенев AU - А. И. Соломатин UR - https://iorj.hse.ru/2020-15-3/412092244.html PY - 2020 SP - 72-108 VL - 15