@ARTICLE{26583242_387454055_2020, author = {Э. Верхелст and Я. Ваутерс}, keywords = {, кибербезопасность, глобальное управление, международное право, Европейский союз, законотворчество, нормативно-правовое регулирование, Группа правительственных экспертов ООН, Рабочая группа открытого состава, Директива ЕС по кибербезопасностизакон о кибербезопасности ЕС}, title = {Глобальное управление в сфере кибербезопасности: взгляд с позиции международного права и права ЕС}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2020}, month = {8}, volume = {15}, number = {2}, pages = {141-172}, url = {https://iorj.hse.ru/2020-15-2/387454055.html}, publisher = {}, abstract = {Множественные киберинциденты, зафиксированные в последние годы, наглядно показывают, что кибербезопасность стала частью международной повестки. Несколько международных организаций выдвинули инициативы в области управления киберпространством, в частности, Организация Объединенных Наций и Европейский союз. ООН и ЕС стремятся играть ведущую роль в сфере политики по обеспечению устойчивости перед киберугрозами. Тем не менее указанные инициативы до сих пор не обеспечили создание надлежащих регулирующих норм. В представленной статье рассматриваются факторы, осложняющие развитие нормотворчества в киберпространстве и управление киберпространством в международном измерении, а также схожие проблемы, характерные для права Европейского союза. Авторы отвечают на вопрос, являются ли данные препятствия неотъемлемой характеристикой нормотворческого процесса в рамках ООН или ЕС или же их возникновение обусловлено природой киберпространства, в частности, его опорой на передовые технологии. В рамках статьи инициативы ООН рассматриваются в контексте деятельности Группы правительственных экспертов ООН. Более ранние отчеты Группы можно рассматривать в качестве предтечи некоего opinio juris в сфере международного права по вопросам регулирования киберпространства, а дискуссия на площадке Генеральной Ассамблеи ООН демонстрирует отсутствие консенсуса в международном сообществе по рассматриваемому вопросу. В статье также рассматриваются две законодательные инициативы ЕС: Директива ЕС по сетевой и информационной безопасности 2016 г. и Закон о кибербезопасности ЕС 2019 г.}, annote = {Множественные киберинциденты, зафиксированные в последние годы, наглядно показывают, что кибербезопасность стала частью международной повестки. Несколько международных организаций выдвинули инициативы в области управления киберпространством, в частности, Организация Объединенных Наций и Европейский союз. ООН и ЕС стремятся играть ведущую роль в сфере политики по обеспечению устойчивости перед киберугрозами. Тем не менее указанные инициативы до сих пор не обеспечили создание надлежащих регулирующих норм. В представленной статье рассматриваются факторы, осложняющие развитие нормотворчества в киберпространстве и управление киберпространством в международном измерении, а также схожие проблемы, характерные для права Европейского союза. Авторы отвечают на вопрос, являются ли данные препятствия неотъемлемой характеристикой нормотворческого процесса в рамках ООН или ЕС или же их возникновение обусловлено природой киберпространства, в частности, его опорой на передовые технологии. В рамках статьи инициативы ООН рассматриваются в контексте деятельности Группы правительственных экспертов ООН. Более ранние отчеты Группы можно рассматривать в качестве предтечи некоего opinio juris в сфере международного права по вопросам регулирования киберпространства, а дискуссия на площадке Генеральной Ассамблеи ООН демонстрирует отсутствие консенсуса в международном сообществе по рассматриваемому вопросу. В статье также рассматриваются две законодательные инициативы ЕС: Директива ЕС по сетевой и информационной безопасности 2016 г. и Закон о кибербезопасности ЕС 2019 г.} }