@ARTICLE{26583242_316101230_2019, author = {М. В. Ларионова and А. В. Шелепов}, keywords = {, «Группа двадцати», «Группа семи», БРИКС, реформа международных финансовых институтов, макроэкономическая политика и финансовое регулированиеглобальное экономическое управление}, title = {«Группа двадцати», БРИКС и «Группа семи» в глобальном экономическом управлении
}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2019}, month = {Декабрь}, volume = {14}, number = {4}, pages = {48-71}, url = {https://iorj.hse.ru/2019-14-4/316101230.html}, publisher = {}, abstract = {«Группа двадцати», созданная для преодоления финансово-экономического кризиса 2008 г., утвердилась в качестве главного форума международного экономического сотрудничества, наиболее репрезентативного и авторитетного механизма согласования позиций и выработки коллективных решений по вопросам экономической политики. В рамках «Группы двадцати» координируют подходы члены «Группы семи» и БРИКС, самого старого клуба развитых индустриальных экономик и самого молодого клуба крупнейших развивающихся стран. Принято считать, что в процессе формирования консенсуса в «двадцатке» развитые и развивающиеся страны объединяются в ad hoc группы по конкретным вопросам, временно замещающие сложившиеся альянсы, такие как «Группа семи/восьми» и БРИКС, и позволяющие им отстаивать решения, соответствующие интересам национальных экономик.В статье представлен анализ позиций членов «семерки» и БРИКС и формирования коалиций в процессе выработки решений по проблемам, исторически являющимся центральными в повестке дня «двадцатки»: реформа международных финансовых институтов, макроэкономическая политика и финансовое регулирование. Авторы пытаются выявить: Какую роль играли альянсы БРИКС и «Группы семи» в продвижении приоритетов их стран через решения «двадцатки»? Действительно ли ad hoc группы, объединяющие развитые и развивающиеся страны, замещали сложившиеся альянсы? Сумели ли страны БРИКС использовать сотрудничество в рамках «Группы двадцати» для пересмотра баланса сил и правил игры в глобальной системе? Удалось ли «семерке» сохранить и закрепить свое влияние в обновленной системе глобального экономического управления? Каков потенциал компенсации дефицита влияния БРИКС на решения «Группы двадцати» для достижения целей формирования более демократического и справедливого многополярного миропорядка и обеспечения устойчивого, сильного, сбалансированного и инклюзивного роста?Результаты анализа показывают, что, несмотря на наличие противоречий внутри альянсов и общих интересов между членами БРИКС и некоторыми членами «семерки» по ряду вопросов, замещения сложившихся клубов ad hoc группами развитых и развивающихся стран не происходит. Члены «семерки» более успешно использовали координацию в рамках своего клуба для разрешения внутренних противоречий, выработки общей позиции и ее совместного продвижения в «Группе двадцати». «Семерке» удалось обеспечить укрепление старой системы и своего влияния в ней на основе сотрудничества с новыми центрами силы при незначительном повышении доли квот и голосов стран БРИКС в МВФ и ВБ; минимальном снижении доли квот и голосов стран «Группы семи»; сохранении контроля за управлением финансовыми институтами. Оба альянса оказали влияние на формирование решений «двадцатки» по стимулированию роста экономики при сохранении стабильности цен и обеспечении финансовой устойчивости. По вопросу управления валютными курсами БРИКС и «семерка» в «Группе двадцати» действовали как партнеры, в то же время лидерство в формировании консенсуса по разрешению проблем конкурентной девальвации оставалось за «семеркой». «Семерка» была движущей силой в формировании повестки дня по финансовому регулированию. Страны «пятерки» формируют новые институты и правила. Новые институты создают общественные блага для своих членов и их партнеров, оказывают давление в сторону более активного реформирования сложившейся системы, являются вкладом БРИКС в создание более справедливой системы глобального экономического управления. Однако БРИКС не удалось изменить баланс сил и правила игры в сложившихся форматах сотрудничества.}, annote = {«Группа двадцати», созданная для преодоления финансово-экономического кризиса 2008 г., утвердилась в качестве главного форума международного экономического сотрудничества, наиболее репрезентативного и авторитетного механизма согласования позиций и выработки коллективных решений по вопросам экономической политики. В рамках «Группы двадцати» координируют подходы члены «Группы семи» и БРИКС, самого старого клуба развитых индустриальных экономик и самого молодого клуба крупнейших развивающихся стран. Принято считать, что в процессе формирования консенсуса в «двадцатке» развитые и развивающиеся страны объединяются в ad hoc группы по конкретным вопросам, временно замещающие сложившиеся альянсы, такие как «Группа семи/восьми» и БРИКС, и позволяющие им отстаивать решения, соответствующие интересам национальных экономик.В статье представлен анализ позиций членов «семерки» и БРИКС и формирования коалиций в процессе выработки решений по проблемам, исторически являющимся центральными в повестке дня «двадцатки»: реформа международных финансовых институтов, макроэкономическая политика и финансовое регулирование. Авторы пытаются выявить: Какую роль играли альянсы БРИКС и «Группы семи» в продвижении приоритетов их стран через решения «двадцатки»? Действительно ли ad hoc группы, объединяющие развитые и развивающиеся страны, замещали сложившиеся альянсы? Сумели ли страны БРИКС использовать сотрудничество в рамках «Группы двадцати» для пересмотра баланса сил и правил игры в глобальной системе? Удалось ли «семерке» сохранить и закрепить свое влияние в обновленной системе глобального экономического управления? Каков потенциал компенсации дефицита влияния БРИКС на решения «Группы двадцати» для достижения целей формирования более демократического и справедливого многополярного миропорядка и обеспечения устойчивого, сильного, сбалансированного и инклюзивного роста?Результаты анализа показывают, что, несмотря на наличие противоречий внутри альянсов и общих интересов между членами БРИКС и некоторыми членами «семерки» по ряду вопросов, замещения сложившихся клубов ad hoc группами развитых и развивающихся стран не происходит. Члены «семерки» более успешно использовали координацию в рамках своего клуба для разрешения внутренних противоречий, выработки общей позиции и ее совместного продвижения в «Группе двадцати». «Семерке» удалось обеспечить укрепление старой системы и своего влияния в ней на основе сотрудничества с новыми центрами силы при незначительном повышении доли квот и голосов стран БРИКС в МВФ и ВБ; минимальном снижении доли квот и голосов стран «Группы семи»; сохранении контроля за управлением финансовыми институтами. Оба альянса оказали влияние на формирование решений «двадцатки» по стимулированию роста экономики при сохранении стабильности цен и обеспечении финансовой устойчивости. По вопросу управления валютными курсами БРИКС и «семерка» в «Группе двадцати» действовали как партнеры, в то же время лидерство в формировании консенсуса по разрешению проблем конкурентной девальвации оставалось за «семеркой». «Семерка» была движущей силой в формировании повестки дня по финансовому регулированию. Страны «пятерки» формируют новые институты и правила. Новые институты создают общественные блага для своих членов и их партнеров, оказывают давление в сторону более активного реформирования сложившейся системы, являются вкладом БРИКС в создание более справедливой системы глобального экономического управления. Однако БРИКС не удалось изменить баланс сил и правила игры в сложившихся форматах сотрудничества.} }