@ARTICLE{26583242_314575729_2019, author = {Е. В. Махмутова}, keywords = {, санкции, санкционная политика, односторонние ограничительные меры, Евразийский экономический союз, евразийская интеграция, Россия, Белоруссия, Казахстан, АрменияКиргизия}, title = {Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2019}, month = {Ноябрь}, volume = {14}, number = {3}, pages = {99-116}, url = {https://iorj.hse.ru/2019-14-3/314575729.html}, publisher = {}, abstract = {В статье оценивается политико-экономический эффект антироссийских санкций на функционирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), учрежденного в 2015 году.Опираясь в своем анализе на интерпретацию поведения государств-членов ЕАЭС с позиции политического прагматизма, автор приходит к выводу, что наряду с официальной поддержкой евразийской интеграции страны-члены заинтересованы в развитии альтернативных проектов, укрепляющих их национальный суверенитет. Таким образом, основные угрозы Союзу следует ожидать преимущественно из политической сферы в связи с распространением альтернатив, направленных на подрыв отношений государств-членов с Россией.Немаловажную взаимосвязь здесь демонстрируют принятие странами Запада антироссийских санкций и темпы экономического развития ЕАЭС. Поскольку основная задача санкций - ограничение возможностей страны проводить активную самостоятельную политику, включая развитие внешнеэкономических связей, то антироссийские санкции неизбежно должны были повлиять на ЕАЭС и ее ключевых участников. В 2016 году вслед за снижением ВВП России еще большее снижение продемонстрировали Белоруссия и Казахстан. Однако впоследствии страны не только вернулись на исходный уровень, но и смогли добиться роста ВВП. Такая динамика говорит в пользу выдвинутого автором предположения, что участники евразийского объединения имеют поле для маневра в случае внешнего негативного влияния на их политико-экономическое развитие.При этом не следует переоценивать внутренние ресурсы ЕАЭС для его динамичного развития. Среди проблем, стоящих перед Союзом, небольшой совокупный ВВП в сравнении с ведущими экономиками мира, низкие темпы роста ВВП стран-членов, сравнительно низкая динамика роста численности населения Союза. В таком контексте для ЕЭАС крайне важно расширение своего международного экономического влияния.Учитывая наличие различных интересов в рамках ЕАЭС, автор приходит к выводу о том, что для Союза по-прежнему ключевым фактором, поддерживающим его целостность, будет оставаться прагматичная оценка его членами возможностей, которые они получают от участия в ЕАЭС, включая сохранения ими своей государственной идентичности и большая торгово-экономическая маневренность.}, annote = {В статье оценивается политико-экономический эффект антироссийских санкций на функционирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), учрежденного в 2015 году.Опираясь в своем анализе на интерпретацию поведения государств-членов ЕАЭС с позиции политического прагматизма, автор приходит к выводу, что наряду с официальной поддержкой евразийской интеграции страны-члены заинтересованы в развитии альтернативных проектов, укрепляющих их национальный суверенитет. Таким образом, основные угрозы Союзу следует ожидать преимущественно из политической сферы в связи с распространением альтернатив, направленных на подрыв отношений государств-членов с Россией.Немаловажную взаимосвязь здесь демонстрируют принятие странами Запада антироссийских санкций и темпы экономического развития ЕАЭС. Поскольку основная задача санкций - ограничение возможностей страны проводить активную самостоятельную политику, включая развитие внешнеэкономических связей, то антироссийские санкции неизбежно должны были повлиять на ЕАЭС и ее ключевых участников. В 2016 году вслед за снижением ВВП России еще большее снижение продемонстрировали Белоруссия и Казахстан. Однако впоследствии страны не только вернулись на исходный уровень, но и смогли добиться роста ВВП. Такая динамика говорит в пользу выдвинутого автором предположения, что участники евразийского объединения имеют поле для маневра в случае внешнего негативного влияния на их политико-экономическое развитие.При этом не следует переоценивать внутренние ресурсы ЕАЭС для его динамичного развития. Среди проблем, стоящих перед Союзом, небольшой совокупный ВВП в сравнении с ведущими экономиками мира, низкие темпы роста ВВП стран-членов, сравнительно низкая динамика роста численности населения Союза. В таком контексте для ЕЭАС крайне важно расширение своего международного экономического влияния.Учитывая наличие различных интересов в рамках ЕАЭС, автор приходит к выводу о том, что для Союза по-прежнему ключевым фактором, поддерживающим его целостность, будет оставаться прагматичная оценка его членами возможностей, которые они получают от участия в ЕАЭС, включая сохранения ими своей государственной идентичности и большая торгово-экономическая маневренность.} }