TY - JOUR TI - «Группа двадцати»: на пути к большей подотчётности? Механизмы подотчётности «Группы двадцати» и новые вызовы в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. T2 - Вестник международных организаций IS - Вестник международных организаций KW - «Группа двадцати» KW - устойчивое развитие KW - механизмы подотчетности AB - Легитимность «Группы двадцати» часто подвергается сомнению: институт неоднократно становился объектом критики со стороны не входящих в него государств, негосударственных организаций, академического сообщества и широкой общественности из-за характера и эффективности принимаемых мер, а также ограниченного состава стран-членов. Механизмы подотчётности способны отчасти сгладить данные противоречия: они могут вовлечь больше граждан из государств-членов «Группы двадцати» в процесс наблюдения за её деятельностью для того, чтобы создать основу для внутреннего обучения института для повышения его эффективности. Кроме того, механизмы подотчётности, работающие в интересах не входящих в «Группу двадцати» государств, могут сделать «Группу двадцати» более восприимчивой к интересам людей, не проживающих в странах-членах, но на которых решения «Группы двадцати» так или иначе оказывают влияние.  В представленной статье мы проанализировали существующие механизмы подотчётности «Группы двадцати» и изучили вызовы, возникающие в связи с принятием Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в качестве рабочей программы «Группы двадцати». Хотя в рамках «Группы двадцати» имеется платформа, обеспечивающая подотчётность отдельных стран-членов, фокус представленной работы направлен на механизмы подотчётности «Группы двадцати» в целом как института. Исходя из имеющихся публикаций по теме, мы можем выделить три базовых элемента понятия «подотчётность»: прозрачность, обоснованность и обеспечение выполнения обязательств. Внутренние механизмы подотчётности «Группы двадцати» в основном предназначены для поддержания первых двух элементов т.к. «Группа двадцати», как и другие неформальные институты управления, не может стать объектом каких-либо формальных санкций. Тем не менее, прозрачность и обоснованность, хотя они и являются ценными сами по себе, создают опасность для «Группы двадцати» стать объектом независимой критики, а также некоторые репутационные риски. Наиболее надежные механизмы подотчётности «Группы двадцати» включают каналы связи со СМИ, публикацию отчётов о деятельности в широком доступе, а также работу в формате аутрич с представителями гражданского, делового и академического сообществ. В конечном счёте, данные механизмы предназначены для того, чтобы сделать деятельность «Группы двадцати» более подотчётной для граждан стран-членов объединения и за его пределами (прямо или косвенно). Однако в то же время они ставят перед «Группой двадцати» дополнительную задачу по соотнесению текущей работы с предыдущим опытом.В 2015 г. международное сообщество приняло Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в качестве основной стратегии глобального развития. Приняв в 2016 г. План действий по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, «Группа двадцати» приняла на себя обязательства по достижению заявленных целевых показателей, вследствие чего возникли новые требования к подотчётности института.Что касается мер, которые могли бы в будущем повысить подотчётность «Группы двадцати» в свете новых требований, связанных с имплементацией Повестки 2030, то можно рассмотреть следующие варианты. Для повышения уровня доверия к механизмам подотчётности «Группы двадцати», необходимо дать дорогу независимой оценке. Чтобы сделать это возможным, деятельность «Группы двадцати», прежде всего, должна стать более прозрачной. Достигнуть это можно несколькими путями, например, создав постоянный вебсайт, обеспечив доступ представителей гражданского общества на заседания рабочих групп, публикуя обсуждаемую повестку, протоколы заседаний и пояснительные записки. Так же желательно, чтобы самоотчёты были больше сфокусированы на описании деятельности, нежели на оценочных суждениях. Для того, чтобы обеспечить согласованность отчётов по действиям в соответствии с Повесткой 2030, необходимо, чтобы сводный отчёт полностью охватывал соответствующие действия стран «Группы двадцати» в т.н. секторах устойчивого развития в рамках Плана действий «Группы двадцати» (а также с учётом Гамбургской актуализации 2017 г.). Всеобъемлющие отчёты о совместных действиях стран «Группы двадцати» могут дополнить отчёты, предоставляемые отдельными странами для Организации Объединенных Наций. Если предоставить аутрич-форматам, таким как Экспертная двадцатка (Т20), доступ к необходимой информации, то они могут сыграть важную роль в предоставлении надежной и обоснованной независимой оценки деятельности «Группы двадцати». Это станет значительным шагом на пути к успешной имплементации Повестки 2030, которая требует согласованности действий общества и лиц, принимающих решения. Дальнейшее совершенствование уже имеющихся внутренних механизмов подотчётности не сможет компенсировать недостаток легитимности, который связан с эксклюзивным характером членства в «Группе двадцати». С другой стороны, обеспечение «упорядоченного, согласованного и заслуживающего доверия» процесса подотчётности (G20, 2016, p.15) может стать ключевым элементом в решении проблемы недостатка легитимности. AU - С. Хилбрих AU - Д. Шваб UR - https://iorj.hse.ru/2018-13-4/228932298.html PY - 2018 SP - 7-38 VL - 13