@ARTICLE{26583242_214015556_2018, author = {Я. В. Лексютина}, keywords = {, глобальное управление, многосторонние банки развития, Китай, Новый банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, иностранная помощь, Всемирный банк, Азиатский банк развития, инфраструктурные инвестицииБРИКС}, title = {Функциональные изменения участия Китая в многосторонних банках развития: от заемщика к кредитору}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2018}, month = {Январь}, volume = {13}, number = {1}, pages = {80-98}, url = {https://iorj.hse.ru/2018-13-1/214015556.html}, publisher = {}, abstract = {Важную роль в мировых экономических процессах и глобальном экономическом управлении играют многосторонние банки развития, способные задавать вектор развития развивающихся стран. С момента учреждения первого многостороннего банка развития в 1944 г. — Международного банка реконструкции и развития — в создания такого рода финансовых институтов выделяются три крупные «волны», каждая из которых была вызвана серьезными изменениями на мировой арене. О начале наблюдаемой ныне третьей «волны» создания многосторонних банков развития свидетельствует учреждение Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), ставшее следствием произошедшего в мировой экономике перераспределения экономической мощи между развитыми и развивающимися странами, решающую роль в котором имело усиление экономической мощи Китая. Данная статья призвана проследить функциональные изменения участия в многосторонних банках развития Китая как основного драйвера третьей «волны» создания многосторонних банков развития, охарактеризовать формы участия Китая в многосторонних банках развития на разных исторических этапах и выявить основы заинтересованности Пекина в создании новых многосторонних банков развития. В статье демонстрируется то, как за неполные сорок лет взаимодействия с многосторонними банками развития Китай прошел путь от крупного заемщика до кредитора, от рядового участника до инициатора и учредителя новых многосторонних банков развития под своей эгидой. В статье определяются масштабы, характер и динамика оказания многосторонними банками развития помощи Китаю с 1981 г. по настоящее время, при этом подчеркивается, что, невзирая на превращение Китая во вторую мировую экономику мира, Китай по-прежнему остается одним из крупнейших получателей займов. В качестве поворотных моментов во взаимодействии Китая с многосторонними банками развития определяются 2004-2005 гг., когда Китай стал расширять свою роль кредитора, а также мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., на фоне которого Пекин взял курс на стимулирование реформирования системы глобального управления и создание новых финансовых институтов, подконтрольных Китаю. Курс Китая на создание новых многосторонних банков развития трактуется в статье как обнаруживающий внешнеполитические амбиции Пекина, его претензию на занятие в перспективе лидерской роли в мировых экономических процессах, а совмещение Китаем двух функций в контексте его участия в многосторонних банках развития (функций заемщика и кредитора) — как отражающее незавершенность процессов модернизации Китая и его становления в качестве великой державы с глобальным влиянием. В целом, создание АБИИ и НБР расценивается в статье как серьезная заявка Китая на укрепление его позиций в мировой экономике и международной системе. Исследование выполнено в рамках научного проекта, поддержанного Санкт-Петербургским государственным университетом № 17.37.226.2016.}, annote = {Важную роль в мировых экономических процессах и глобальном экономическом управлении играют многосторонние банки развития, способные задавать вектор развития развивающихся стран. С момента учреждения первого многостороннего банка развития в 1944 г. — Международного банка реконструкции и развития — в создания такого рода финансовых институтов выделяются три крупные «волны», каждая из которых была вызвана серьезными изменениями на мировой арене. О начале наблюдаемой ныне третьей «волны» создания многосторонних банков развития свидетельствует учреждение Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), ставшее следствием произошедшего в мировой экономике перераспределения экономической мощи между развитыми и развивающимися странами, решающую роль в котором имело усиление экономической мощи Китая. Данная статья призвана проследить функциональные изменения участия в многосторонних банках развития Китая как основного драйвера третьей «волны» создания многосторонних банков развития, охарактеризовать формы участия Китая в многосторонних банках развития на разных исторических этапах и выявить основы заинтересованности Пекина в создании новых многосторонних банков развития. В статье демонстрируется то, как за неполные сорок лет взаимодействия с многосторонними банками развития Китай прошел путь от крупного заемщика до кредитора, от рядового участника до инициатора и учредителя новых многосторонних банков развития под своей эгидой. В статье определяются масштабы, характер и динамика оказания многосторонними банками развития помощи Китаю с 1981 г. по настоящее время, при этом подчеркивается, что, невзирая на превращение Китая во вторую мировую экономику мира, Китай по-прежнему остается одним из крупнейших получателей займов. В качестве поворотных моментов во взаимодействии Китая с многосторонними банками развития определяются 2004-2005 гг., когда Китай стал расширять свою роль кредитора, а также мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., на фоне которого Пекин взял курс на стимулирование реформирования системы глобального управления и создание новых финансовых институтов, подконтрольных Китаю. Курс Китая на создание новых многосторонних банков развития трактуется в статье как обнаруживающий внешнеполитические амбиции Пекина, его претензию на занятие в перспективе лидерской роли в мировых экономических процессах, а совмещение Китаем двух функций в контексте его участия в многосторонних банках развития (функций заемщика и кредитора) — как отражающее незавершенность процессов модернизации Китая и его становления в качестве великой державы с глобальным влиянием. В целом, создание АБИИ и НБР расценивается в статье как серьезная заявка Китая на укрепление его позиций в мировой экономике и международной системе. Исследование выполнено в рамках научного проекта, поддержанного Санкт-Петербургским государственным университетом № 17.37.226.2016.} }