@ARTICLE{26583242_211377939_2017, author = {К. Хан}, keywords = {, помощь развитию, трехстороннее сотрудничество, сотрудничество по линии Юг-Юг, международные организацииКитай}, title = {
Развитие инфраструктурных инвестиций: «Большая двадцатка» и многосторонние банки развития
}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2017}, month = {октябрь }, volume = {12}, number = {3}, pages = {201-229}, url = {https://iorj.hse.ru/2017-12-3/211377939.html}, publisher = {}, abstract = {В последнее время Китай стал одним из ключевых доноров помощи развитию. С 2003 г. китайский бюджет программ помощи развитию возрастает ежегодно в среднем на 12%. Китайские власти увеличили взносы в структуры ООН и взяли на себя ряд важных обязательств в сфере международного развития, в частности обещали многомиллиардную поддержку странам Африки. Кроме того, Китай был инициатором ряда новых региональных и глобальных инициатив, таких как создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития БРИКС. Китай уделяет много внимания реализации трехстороннего сотрудничества в области развития, в последние годы он увеличил число и масштаб трехсторонних партнерств. Благодаря трехстороннему сотрудничеству Китай увеличивает объемы и имеет потенциал повысить эффективность своих программ помощи развитию. В настоящее время Китай реализует несколько проектов трехстороннего сотрудничества с участием структур ООН и традиционных двусторонних партнеров в области развития. Эти проекты затрагивают различные секторы экономики, такие как сельское хозяйство, продовольственная безопасность, здравоохранение, образование, борьба со стихийными бедствиями, торговля и инвестиции. Вкладом Китая в этих проектах является передача знаний, экспертизы и технологий, а также предоставление полного или частичного финансирования. Структуры ООН воспринимаются Китаем в качестве нейтральных партнеров, которые обладают широкой сетью представительств по всему миру и прямыми связями с правительствами стран-реципиентов помощи. Особое внимание в статье уделяется трехстороннему сотрудничеству с участием Китая и ПРООН. Стороны разработали первый проект в 2011 году и в текущий момент реализуют совместные проекты в пяти странах Азии и Африки. В партнерстве между Китаем и ПРООН используются две основные модели. Первая модель предусматривает совместное финансирование проектов при том, что китайским экспертам отводится ключевая роль в реализации проектов. Вторая модель предполагает финансирование со стороны третьего донора (как правило, из числа развитых стран), при этом Китай предоставляет техническую экспертизу и свой опыт. При оценке накопленного на сегодняшний день опыта сотрудничества трехсторонние партнеры Китая выделяют ряд схожих выгод и проблем. В частности, трехстороннее сотрудничество с участием Китая признается партнерами в области развития полезным с точки зрения укрепления отношений и обмена опытом с китайской стороной. Тем не менее, трехстороннее сотрудничество является более сложным процессом по сравнению с двусторонним сотрудничеством, и его реализация может сопровождаться более высокими транзакционными издержками. В связи с этим всем участвующим сторонам с самого начала важно определить сферы общих интересов и запастись терпением при ежедневном взаимодействии и координации. Хорошее знание местных условий и понимание потенциальных результатов также могут снизить транзакционные издержки. Автор дает ряд рекомендаций по развитию трехстороннего сотрудничества с участием Китая. Необходимо увеличить масштаб и уровень сложности текущих проектов, что требует дополнительного финансирования со стороны всех участников. С учетом усложненного характера трехстороннего сотрудничества следует четко определить роли, ответственность и процедуры в рамках реализации соответствующих проектов. Кроме того, требуется разработка системы мониторинга проектов трехстороннего сотрудничества, которая позволит оценить вклад каждого партнера и эффективность взаимного обмена опытом, а также сделать практические выводы. }, annote = {В последнее время Китай стал одним из ключевых доноров помощи развитию. С 2003 г. китайский бюджет программ помощи развитию возрастает ежегодно в среднем на 12%. Китайские власти увеличили взносы в структуры ООН и взяли на себя ряд важных обязательств в сфере международного развития, в частности обещали многомиллиардную поддержку странам Африки. Кроме того, Китай был инициатором ряда новых региональных и глобальных инициатив, таких как создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития БРИКС. Китай уделяет много внимания реализации трехстороннего сотрудничества в области развития, в последние годы он увеличил число и масштаб трехсторонних партнерств. Благодаря трехстороннему сотрудничеству Китай увеличивает объемы и имеет потенциал повысить эффективность своих программ помощи развитию. В настоящее время Китай реализует несколько проектов трехстороннего сотрудничества с участием структур ООН и традиционных двусторонних партнеров в области развития. Эти проекты затрагивают различные секторы экономики, такие как сельское хозяйство, продовольственная безопасность, здравоохранение, образование, борьба со стихийными бедствиями, торговля и инвестиции. Вкладом Китая в этих проектах является передача знаний, экспертизы и технологий, а также предоставление полного или частичного финансирования. Структуры ООН воспринимаются Китаем в качестве нейтральных партнеров, которые обладают широкой сетью представительств по всему миру и прямыми связями с правительствами стран-реципиентов помощи. Особое внимание в статье уделяется трехстороннему сотрудничеству с участием Китая и ПРООН. Стороны разработали первый проект в 2011 году и в текущий момент реализуют совместные проекты в пяти странах Азии и Африки. В партнерстве между Китаем и ПРООН используются две основные модели. Первая модель предусматривает совместное финансирование проектов при том, что китайским экспертам отводится ключевая роль в реализации проектов. Вторая модель предполагает финансирование со стороны третьего донора (как правило, из числа развитых стран), при этом Китай предоставляет техническую экспертизу и свой опыт. При оценке накопленного на сегодняшний день опыта сотрудничества трехсторонние партнеры Китая выделяют ряд схожих выгод и проблем. В частности, трехстороннее сотрудничество с участием Китая признается партнерами в области развития полезным с точки зрения укрепления отношений и обмена опытом с китайской стороной. Тем не менее, трехстороннее сотрудничество является более сложным процессом по сравнению с двусторонним сотрудничеством, и его реализация может сопровождаться более высокими транзакционными издержками. В связи с этим всем участвующим сторонам с самого начала важно определить сферы общих интересов и запастись терпением при ежедневном взаимодействии и координации. Хорошее знание местных условий и понимание потенциальных результатов также могут снизить транзакционные издержки. Автор дает ряд рекомендаций по развитию трехстороннего сотрудничества с участием Китая. Необходимо увеличить масштаб и уровень сложности текущих проектов, что требует дополнительного финансирования со стороны всех участников. С учетом усложненного характера трехстороннего сотрудничества следует четко определить роли, ответственность и процедуры в рамках реализации соответствующих проектов. Кроме того, требуется разработка системы мониторинга проектов трехстороннего сотрудничества, которая позволит оценить вклад каждого партнера и эффективность взаимного обмена опытом, а также сделать практические выводы. } }