@ARTICLE{26583242_204245260_2017, author = {Е. И. Медяник}, keywords = {}, title = {

Совместный университет как инструмент реализации национальных интересов России и Китая

}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2017}, month = {март}, volume = {12}, number = {1}, pages = {7-23}, url = {https://iorj.hse.ru/2017-12-1/204245260.html}, publisher = {}, abstract = {В настоящее время открытие совместных учебных заведений является одним из ведущих мировых образовательных трендов. Это позволяет государствам повышать качество национальных человеческих ресурсов и совершенствовать национальную систему образования. Таким образом, это имеет особое значение в контексте перехода экономик стран мира на инновационную модель развития.Россия и Китай обратились к данной практике в 2010 г. после пилотного запуска Университета ШОС, и на сегодняшний день совместные образовательные структуры функционируют не только на многосторонней, но и на двусторонней основе. Предметом исследования является совместный российско-китайский университет (Университет МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне) как инструмент продвижения национальных интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.Вначале приводятся основные факты истории развития российско-китайского сотрудничества в области образования во второй половине XX века. По мнению автора, культурная революция и достаточно сложный период в отношениях двух государств после ее окончания оказали негативное воздействие и на образовательные связи. При этом констатируется, что Россия потеряла 17 лет на образовательном рынке КНР, и освободившуюся нишу заняли другие государства, прежде всего, США.В начале XXI века в российско-китайском гуманитарном сотрудничестве наметились положительные тенденции. Автор связывает увеличение объемов российско-китайского образовательного обмена с успешным проведением целого ряда мероприятий, среди которых крупномасштабные проекты Национальных Годов, Годов национальных языков, открытие Российского культурного центра и Китайского культурного центра, Русских центров и Кабинетов фонда «Русский мир» в Китае и Институтов и Классов Конфуция в России и др.Рассмотрев современное положение дел, автор обращается к изучению новых форм взаимодействия в области образования, к которым в том числе относится открытие совместных учебных заведений. Анализируются интересы и перспективы участия России и Китая в проекте создания совместного Университета МГУ-ППИ в г. Шэньчжэнь. Методологическую основу составляют принципы комплексности исследования и опоры на источники. В ходе анализа были использованы проблемно-хронологический и компаративистский методы, а также методы контент-анализа и ивент-анализа.Автор приходит к выводу о том, что для российской стороны данный проект интересен прежде всего как инструмент «мягкой силы», способный повысить конкурентоспособность российского образования не только в Китае, но и во всем азиатском регионе, а также способствовать продвижению русского языка. Для китайской стороны важен доступ к российским интеллектуальным ресурсам для дальнейшего социально-экономического развития.Автор в том числе обращается к опыту ведения подобных проектов между Китаем и США, Австралией и рядом европейских стран. В статье подчеркивается, что совместные учебные заведения не только способствуют повышению конкурентоспособности образовательных услуг стран-участниц проектов, но и служат эффективным инструментом по продвижению национальной культуры, языка, ценностей и образа жизни. Автор показывает преимущества данной формы взаимодействия для России и Китая, как нового механизма коллективного сотрудничества.В конце статьи автор высказывает ряд предложений по созданию совместного российско-китайского университета, которые могли бы, по его мнению, способствовать успешной реализации данного проекта.}, annote = {В настоящее время открытие совместных учебных заведений является одним из ведущих мировых образовательных трендов. Это позволяет государствам повышать качество национальных человеческих ресурсов и совершенствовать национальную систему образования. Таким образом, это имеет особое значение в контексте перехода экономик стран мира на инновационную модель развития.Россия и Китай обратились к данной практике в 2010 г. после пилотного запуска Университета ШОС, и на сегодняшний день совместные образовательные структуры функционируют не только на многосторонней, но и на двусторонней основе. Предметом исследования является совместный российско-китайский университет (Университет МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне) как инструмент продвижения национальных интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.Вначале приводятся основные факты истории развития российско-китайского сотрудничества в области образования во второй половине XX века. По мнению автора, культурная революция и достаточно сложный период в отношениях двух государств после ее окончания оказали негативное воздействие и на образовательные связи. При этом констатируется, что Россия потеряла 17 лет на образовательном рынке КНР, и освободившуюся нишу заняли другие государства, прежде всего, США.В начале XXI века в российско-китайском гуманитарном сотрудничестве наметились положительные тенденции. Автор связывает увеличение объемов российско-китайского образовательного обмена с успешным проведением целого ряда мероприятий, среди которых крупномасштабные проекты Национальных Годов, Годов национальных языков, открытие Российского культурного центра и Китайского культурного центра, Русских центров и Кабинетов фонда «Русский мир» в Китае и Институтов и Классов Конфуция в России и др.Рассмотрев современное положение дел, автор обращается к изучению новых форм взаимодействия в области образования, к которым в том числе относится открытие совместных учебных заведений. Анализируются интересы и перспективы участия России и Китая в проекте создания совместного Университета МГУ-ППИ в г. Шэньчжэнь. Методологическую основу составляют принципы комплексности исследования и опоры на источники. В ходе анализа были использованы проблемно-хронологический и компаративистский методы, а также методы контент-анализа и ивент-анализа.Автор приходит к выводу о том, что для российской стороны данный проект интересен прежде всего как инструмент «мягкой силы», способный повысить конкурентоспособность российского образования не только в Китае, но и во всем азиатском регионе, а также способствовать продвижению русского языка. Для китайской стороны важен доступ к российским интеллектуальным ресурсам для дальнейшего социально-экономического развития.Автор в том числе обращается к опыту ведения подобных проектов между Китаем и США, Австралией и рядом европейских стран. В статье подчеркивается, что совместные учебные заведения не только способствуют повышению конкурентоспособности образовательных услуг стран-участниц проектов, но и служат эффективным инструментом по продвижению национальной культуры, языка, ценностей и образа жизни. Автор показывает преимущества данной формы взаимодействия для России и Китая, как нового механизма коллективного сотрудничества.В конце статьи автор высказывает ряд предложений по созданию совместного российско-китайского университета, которые могли бы, по его мнению, способствовать успешной реализации данного проекта.} }