@ARTICLE{26583242_186078055_2016, author = {М. В. Ларионова}, keywords = {, БРИКС, глобальное управление, международные организации, ООН, МВФ, Всемирный банкНовый банк развития}, title = {Российское председательство в БРИКС: модели взаимодействия с международными институтами}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2016}, volume = {11}, number = {2}, pages = {113-139}, url = {https://iorj.hse.ru/2016-11-2/186078055.html}, publisher = {}, abstract = {Со времени первого саммита БРИК в Екатеринбурге в июне 2009 г. прошло всего семь лет. За этот краткий период БРИКС состоялся как неформальный форум глобального управления. Страны БРИКС последовательно укрепляли сотрудничество, расширяли и углубляли сферы взаимодействия, координировали усилия для восстановления и роста своих экономик, содействия развитию стран всего мира, развивали взаимодействие с международными организациями. Эта работа была продолжена в рамках российского председательства. В данной статье рассматривается только один аспект - взаимодействие БРИКС с международными организациями. Есть три основания, определяющие актуальность анализа данного измерения. Во-первых, с самого начала возникновения БРИКС заявили о своей коллективной приверженности созданию «многополярного, справедливого и демократического миропорядка», что невозможно без взаимодействия с ключевыми многосторонними организациями. Во-вторых, повышение устойчивости, легитимности и эффективности архитектуры глобального управления определяет необходимость гибкого сочетания «институтами высшего уровня» различных моделей взаимодействия с другими многосторонними организациями. В-третьих, согласно Концепции председательства Российской Федерации в БРИКС, одной из задач форума является обеспечение качественно нового уровня взаимодействия с международными организациями. Аналитической основой исследования является теория рационального выбора институционализма. Рациональный подход особенно уместен при анализе неформальных институтов высшего уровня, объединяющих государства разных континентов, цивилизаций и уровня экономического развития. Во-первых,страны-члены действуют стратегическим образом, для того чтобы извлечь максимальные преимуществаот объединения усилий и обеспечить достижение своих приоритетов. Во-вторых, саммиты являются уникальными механизмами, в которых стратегическое взаимодействие между лидерами государств определяет политические результаты координации. В-третьих, теория рационального выбора институционализма аналитически наиболее выигрышна в применении к исследованию режимов, в которых для обеспечения институциональных изменений необходим консенсус между акторами примерно равного уровня, привыкших к стратегическим действиям - характеристики, типичные для неформальных институтов высшего уровня. В-четвертых, институты создаются волеизъявлением лидеров соответствующих стран для осуществления конкретных миссий и функций. Основная гипотеза работы заключается в том, что для получения максимальных результатов от сотрудничества в рамках БРИКС лидеры выбирают модели взаимодействия с существующими международными организациями, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Модели не являются взаимоисключающими, но сосуществуют в деятельности неформальных институтов. Их выбор зависит от сферы и организации. Модели взаимодействия неформальных институтов высшего уровня с международными организациями отражают место и роль форума в архитектуре глобального управления. В рамках исследования используются количественный и качественный методы анализа. На основе контент-анализа документов, принятых в рамках председательства, прослеживается динамика взаимодействия БРИКС с международными институтами, выявляются основные модели взаимодействия, осуществляется сравнительный анализ с динамикой и моделями взаимодействия, характерными для предшествующих председательств. Анализ взаимодействия БРИКС с существующими международными организациями в ходе российского председательства подтверждает гипотезу о том, что выбор участниками объединения моделивзаимодействия с международными организациями отражает их место и роль в архитектуре глобального управления, предписанную их «отцами-основателями» при создании и закрепленную в ходе дальнейшей эволюции. Выбор участниками объединения модели взаимодействия с международными организациями зависит от сферы и этапа становления сотрудничества, специфики организаций, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Создавая новые институты, БРИКС одновременно укрепляет сотрудничество с другими международными организациями. С профильными организациями ООН и ВТО взаимодействие развивается по модели «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций), в то время как с «Группой двадцати» отмечается нереализованная тенденция к взаимодействию по модели «управление в союзе с многосторонними институтами». В 2015 г. отмечена тенденция к дальнейшему усилению взаимодействия БРИКС с институтами ООН, усиление поддержки «Группы двадцати» и ВТО. Первое в истории БРИКС упоминание ОЭСР позволяет предположить, что страны БРИКС готовы использовать экспертный потенциал этой организации. Что касается ШОС и ЕАЭС, учитывая, что в следующем году в БРИКС председательствует вступившаяв 2015 г. в ШОС Индия, а затем Китай, можно ожидать продолжения взаимодействия БРИКС и ШОС. В то же время, учитывая отсутствие результатов «каталитического воздействия», продолжается снижение количества обращений к МВФ и Всемирному банку в сопряжении с возрастающим количеством упоминаний НБР. Согласие БРИКС относительно тесного сотрудничества НБР с существующими и новыми финансовыми механизмами позволяет опровергнуть высказывающиеся рядом экспертов и практиков опасения относительно соперничества или конкуренции НБР с другими многосторонними банками развития.В 2015 г. закрепляется выбор БРИКС в пользу двух моделей взаимодействия с другими международными организациями: «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций) и «параллельного управления» (создание собственных механизмов). Новым институтам БРИКС еще предстоит обрести собственную идентичность, заполнить лакуны в управлении, обеспечить потребности членов БРИКС и потенциально других субъектов международных отношений, занять свое место в системе глобального управления. По мере становления новых институтов можно ожидать включение в практику взаимодействия БРИКС с международными организациями по модели «управления в союзе с многосторонними организациями».}, annote = {Со времени первого саммита БРИК в Екатеринбурге в июне 2009 г. прошло всего семь лет. За этот краткий период БРИКС состоялся как неформальный форум глобального управления. Страны БРИКС последовательно укрепляли сотрудничество, расширяли и углубляли сферы взаимодействия, координировали усилия для восстановления и роста своих экономик, содействия развитию стран всего мира, развивали взаимодействие с международными организациями. Эта работа была продолжена в рамках российского председательства. В данной статье рассматривается только один аспект - взаимодействие БРИКС с международными организациями. Есть три основания, определяющие актуальность анализа данного измерения. Во-первых, с самого начала возникновения БРИКС заявили о своей коллективной приверженности созданию «многополярного, справедливого и демократического миропорядка», что невозможно без взаимодействия с ключевыми многосторонними организациями. Во-вторых, повышение устойчивости, легитимности и эффективности архитектуры глобального управления определяет необходимость гибкого сочетания «институтами высшего уровня» различных моделей взаимодействия с другими многосторонними организациями. В-третьих, согласно Концепции председательства Российской Федерации в БРИКС, одной из задач форума является обеспечение качественно нового уровня взаимодействия с международными организациями. Аналитической основой исследования является теория рационального выбора институционализма. Рациональный подход особенно уместен при анализе неформальных институтов высшего уровня, объединяющих государства разных континентов, цивилизаций и уровня экономического развития. Во-первых,страны-члены действуют стратегическим образом, для того чтобы извлечь максимальные преимуществаот объединения усилий и обеспечить достижение своих приоритетов. Во-вторых, саммиты являются уникальными механизмами, в которых стратегическое взаимодействие между лидерами государств определяет политические результаты координации. В-третьих, теория рационального выбора институционализма аналитически наиболее выигрышна в применении к исследованию режимов, в которых для обеспечения институциональных изменений необходим консенсус между акторами примерно равного уровня, привыкших к стратегическим действиям - характеристики, типичные для неформальных институтов высшего уровня. В-четвертых, институты создаются волеизъявлением лидеров соответствующих стран для осуществления конкретных миссий и функций. Основная гипотеза работы заключается в том, что для получения максимальных результатов от сотрудничества в рамках БРИКС лидеры выбирают модели взаимодействия с существующими международными организациями, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Модели не являются взаимоисключающими, но сосуществуют в деятельности неформальных институтов. Их выбор зависит от сферы и организации. Модели взаимодействия неформальных институтов высшего уровня с международными организациями отражают место и роль форума в архитектуре глобального управления. В рамках исследования используются количественный и качественный методы анализа. На основе контент-анализа документов, принятых в рамках председательства, прослеживается динамика взаимодействия БРИКС с международными институтами, выявляются основные модели взаимодействия, осуществляется сравнительный анализ с динамикой и моделями взаимодействия, характерными для предшествующих председательств. Анализ взаимодействия БРИКС с существующими международными организациями в ходе российского председательства подтверждает гипотезу о том, что выбор участниками объединения моделивзаимодействия с международными организациями отражает их место и роль в архитектуре глобального управления, предписанную их «отцами-основателями» при создании и закрепленную в ходе дальнейшей эволюции. Выбор участниками объединения модели взаимодействия с международными организациями зависит от сферы и этапа становления сотрудничества, специфики организаций, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Создавая новые институты, БРИКС одновременно укрепляет сотрудничество с другими международными организациями. С профильными организациями ООН и ВТО взаимодействие развивается по модели «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций), в то время как с «Группой двадцати» отмечается нереализованная тенденция к взаимодействию по модели «управление в союзе с многосторонними институтами». В 2015 г. отмечена тенденция к дальнейшему усилению взаимодействия БРИКС с институтами ООН, усиление поддержки «Группы двадцати» и ВТО. Первое в истории БРИКС упоминание ОЭСР позволяет предположить, что страны БРИКС готовы использовать экспертный потенциал этой организации. Что касается ШОС и ЕАЭС, учитывая, что в следующем году в БРИКС председательствует вступившаяв 2015 г. в ШОС Индия, а затем Китай, можно ожидать продолжения взаимодействия БРИКС и ШОС. В то же время, учитывая отсутствие результатов «каталитического воздействия», продолжается снижение количества обращений к МВФ и Всемирному банку в сопряжении с возрастающим количеством упоминаний НБР. Согласие БРИКС относительно тесного сотрудничества НБР с существующими и новыми финансовыми механизмами позволяет опровергнуть высказывающиеся рядом экспертов и практиков опасения относительно соперничества или конкуренции НБР с другими многосторонними банками развития.В 2015 г. закрепляется выбор БРИКС в пользу двух моделей взаимодействия с другими международными организациями: «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций) и «параллельного управления» (создание собственных механизмов). Новым институтам БРИКС еще предстоит обрести собственную идентичность, заполнить лакуны в управлении, обеспечить потребности членов БРИКС и потенциально других субъектов международных отношений, занять свое место в системе глобального управления. По мере становления новых институтов можно ожидать включение в практику взаимодействия БРИКС с международными организациями по модели «управления в союзе с многосторонними организациями».} }