@ARTICLE{26583242_165460188_2015, author = {М. О. Ермолов}, keywords = {международная помощь, содействие международному развитию, национальный механизм}, title = {

Российский механизм международной помощи: незавершенный проект

}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2015}, volume = {10}, number = {3}, pages = {134-155}, url = {https://iorj.hse.ru/2015-10-3/165460188.html}, publisher = {}, abstract = {Российский механизм международной помощи пока нельзя считать полностью созданным, результатом чего является преимущественное использование каналов доставки помощи, принадлежащих и управляе- мых международными организациями, и слабость собственных каналов реализации программ помощи.Как следствие, при значительных расходах бюджета и частного сектора на цели содействия меж- дународному развитию в последнее десятилетие Россия пока не смогла получить соответствующих этим расходам выгод в виде позитивного развития взаимоотношений с некоторыми ближайшими соседями и соответствующего развития экономических отношений.Основным результатом двух утвержденных президентом Российской Федерации документов кон- цептуального характера 2007 и 2014 гг. в сфере содействия международному развитию явилось понимание того, что эту область необходимо рассматривать в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности. Однако из-за отсутствия необходимого набора распорядительных решений Россия оста- ется единственным государством среди крупных стран-доноров, у которого отсутствует специфический законодательный акт, регламентирующий основные понятия в сфере содействия международному раз- витию, цели и задачи, распределение полномочий государственных органов по регулированию, принятию и исполнению решений, функции национального оператора, принципы планирования расходов.Важнейшие из заявленных в концептуальных документах целей российского содействия между- народному развитию носят глобальный, альтруистичный и размытый характер и вряд ли могут быть достигнуты имеющимися в распоряжении ограниченными ресурсами. В силу значительной накопленной инерции проведения операций двустороннее сотрудничество России со странами - получателями по- мощи осуществляется на основе решений, принимаемых по конкретным потребностям, а долгосрочное программно-целевое планирование не применяется.В статье рассмотрено создание национального механизма международной помощи на основе его важнейших элементов - нормативной базы, терминологии, целеполагания, планирования, способов при- нятия решений, каналов доставки помощи, учета и оценки, а также информационного обеспечения. Пока- зано, что формирование основных компонентов не завершено, несмотря на запущенный в середине 2000-х годов процесс создания национального механизма международной помощи в сочетании с инструментами «мягкой силы».На основании сравнительного анализа нормативных актов сформулированы предложения относи- тельно создания недостающих элементов механизма оказания содействия международному развитию в интересах повышения его эффективности и результативности.}, annote = {Российский механизм международной помощи пока нельзя считать полностью созданным, результатом чего является преимущественное использование каналов доставки помощи, принадлежащих и управляе- мых международными организациями, и слабость собственных каналов реализации программ помощи.Как следствие, при значительных расходах бюджета и частного сектора на цели содействия меж- дународному развитию в последнее десятилетие Россия пока не смогла получить соответствующих этим расходам выгод в виде позитивного развития взаимоотношений с некоторыми ближайшими соседями и соответствующего развития экономических отношений.Основным результатом двух утвержденных президентом Российской Федерации документов кон- цептуального характера 2007 и 2014 гг. в сфере содействия международному развитию явилось понимание того, что эту область необходимо рассматривать в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности. Однако из-за отсутствия необходимого набора распорядительных решений Россия оста- ется единственным государством среди крупных стран-доноров, у которого отсутствует специфический законодательный акт, регламентирующий основные понятия в сфере содействия международному раз- витию, цели и задачи, распределение полномочий государственных органов по регулированию, принятию и исполнению решений, функции национального оператора, принципы планирования расходов.Важнейшие из заявленных в концептуальных документах целей российского содействия между- народному развитию носят глобальный, альтруистичный и размытый характер и вряд ли могут быть достигнуты имеющимися в распоряжении ограниченными ресурсами. В силу значительной накопленной инерции проведения операций двустороннее сотрудничество России со странами - получателями по- мощи осуществляется на основе решений, принимаемых по конкретным потребностям, а долгосрочное программно-целевое планирование не применяется.В статье рассмотрено создание национального механизма международной помощи на основе его важнейших элементов - нормативной базы, терминологии, целеполагания, планирования, способов при- нятия решений, каналов доставки помощи, учета и оценки, а также информационного обеспечения. Пока- зано, что формирование основных компонентов не завершено, несмотря на запущенный в середине 2000-х годов процесс создания национального механизма международной помощи в сочетании с инструментами «мягкой силы».На основании сравнительного анализа нормативных актов сформулированы предложения относи- тельно создания недостающих элементов механизма оказания содействия международному развитию в интересах повышения его эффективности и результативности.} }