@ARTICLE{26583242_147908109_2015, author = {С. Маргинсон}, keywords = {университеты, глобализация, международные сравнения, рейтинги университетов, образовательная политика, интернационализация образования, Россия, Китай}, title = {Роль государства в университетской науке: сравнительный анализ России и Китая}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2015}, volume = {10}, number = {1}, pages = {7-30}, url = {https://iorj.hse.ru/2015-10-1/147908109.html}, publisher = {}, abstract = {В настоящее время исследовательская деятельность организована на основе глобальной научной систе- мы, которая частично включает в себя национальные системы и является источником большинства ин- новаций. Для того чтобы быть эффективными, национальные научные институты должны быть тес- но встроены в эту глобальную систему и вносить свой вклад в нее. Подход «наука и технологии в одной стране» больше не является стратегической альтернативой. Российская наука отличается очень низкими показателями публикаций, цитирования и совместного авторства с иностранцами по отношению к раз- мерам университетов и всей национальной системе в целом. Общее количество работ, публикуемых еже- годно, сокращается. Только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) входит в число 750 университетов по числу опубликованных научных работ на английском языке. В период с 1995 г. по 2012 г. количество работ с иностранным соавторством выросло по всему миру на 168%, а в Рос- сии на 35%. Закрытые двери на пути к международным связям являются наследием советского периода. Ситуация в России отличается от впечатляющего роста науки в Китае и Восточной Азии, реализуемого активными и сфокусированными усилиями государства, поддерживаемыми стремлением к интернацио- нализации. В статье рассматривается путь развития науки в Восточной Азии. Хотя Россия не может воспроизвести особенности восточноазиатской семьи или политической культуры, энергичная политика интернационализации могла бы придать импульс трансформации национальной научной системы.}, annote = {В настоящее время исследовательская деятельность организована на основе глобальной научной систе- мы, которая частично включает в себя национальные системы и является источником большинства ин- новаций. Для того чтобы быть эффективными, национальные научные институты должны быть тес- но встроены в эту глобальную систему и вносить свой вклад в нее. Подход «наука и технологии в одной стране» больше не является стратегической альтернативой. Российская наука отличается очень низкими показателями публикаций, цитирования и совместного авторства с иностранцами по отношению к раз- мерам университетов и всей национальной системе в целом. Общее количество работ, публикуемых еже- годно, сокращается. Только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) входит в число 750 университетов по числу опубликованных научных работ на английском языке. В период с 1995 г. по 2012 г. количество работ с иностранным соавторством выросло по всему миру на 168%, а в Рос- сии на 35%. Закрытые двери на пути к международным связям являются наследием советского периода. Ситуация в России отличается от впечатляющего роста науки в Китае и Восточной Азии, реализуемого активными и сфокусированными усилиями государства, поддерживаемыми стремлением к интернацио- нализации. В статье рассматривается путь развития науки в Восточной Азии. Хотя Россия не может воспроизвести особенности восточноазиатской семьи или политической культуры, энергичная политика интернационализации могла бы придать импульс трансформации национальной научной системы.} }