@ARTICLE{26583242_140099763_2014, author = {В. В. Шишков}, keywords = {, Турция, неоимперские центры, Иран, Саудовская АравияБлижний Восток}, title = {

Перспективы образования неоимперских центров в арабо-мусульманском мире: политологический анализ

}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2014}, volume = {9}, number = {4}, pages = {177-195}, url = {https://iorj.hse.ru/2014-9-4/140099763.html}, publisher = {}, abstract = {В статье исследуется проблема перспектив неоимперской политики в XXI в. ведущих развивающихся го­сударств, стремящихся определить собственную модель политического и социально-экономического раз­вития с сочетанием традиционных (в том числе авторитарных) политических форм и элементов запад­ной модернизации. Представлена и обоснована позиция, согласно которой политическое влияние в мире будет разделено между региональными союзами, объединяющими гетерогенные периферии вокруг господ­ствующего центра, оправдывающее такое объединение идеологией, связанной с реализацией той или иной социально-политической модели развития, т.е. действующей в рамках имперской парадигмы. Одной из основных политических характеристик таких неоимперских центров выступает незавершенность про­цесса образования национального государства и, как следствие, отсутствие прочных институциональных оснований для развития демократической политической системы.Проведен анализ неоимперской политики ведущих государств арабо-мусульманского мира (Турции, Саудовской Аравии и Ирана), которую можно представить в качестве различного сочетания цивили­зационного универсализма и этнорелигиозной гетерогенности, а также элементов модернизации с рас­пространением влияния в условиях политической нестабильности региона Ближнего Востока. Обоснова­но, что каждое из рассматриваемых в статье государств обладает собственными великодержавными амбициями и способно предложить свой опыт сочетания модернизационных изменений с мусульманским традиционализмом. Турция представляет пример наибольшей внедренности политических модернизаци­онных практик и связанной с этим вестернизации, Саудовская Аравия предлагает авторитарную монар­хическую модель, основанную на ваххабизме, наиболее близкую к традициям имперской власти, Иранский неотеократический проект связан с господством шиитских богословов. При этом каждое из государств по-своему чуждо в этническом и (или) религиозном плане большинству арабо-мусульманского мира, при­верженному суннизму. Сделан вывод о том, что в регионе, вероятно, будут нарастать политические противоречия между рассмотренными державами, так как каждая из них имеет собственные велико­державные амбиции и способна предложить другим государствам арабо-мусульманского мира свой опыт сочетания модернизационных изменений с мусульманским традиционализмом. }, annote = {В статье исследуется проблема перспектив неоимперской политики в XXI в. ведущих развивающихся го­сударств, стремящихся определить собственную модель политического и социально-экономического раз­вития с сочетанием традиционных (в том числе авторитарных) политических форм и элементов запад­ной модернизации. Представлена и обоснована позиция, согласно которой политическое влияние в мире будет разделено между региональными союзами, объединяющими гетерогенные периферии вокруг господ­ствующего центра, оправдывающее такое объединение идеологией, связанной с реализацией той или иной социально-политической модели развития, т.е. действующей в рамках имперской парадигмы. Одной из основных политических характеристик таких неоимперских центров выступает незавершенность про­цесса образования национального государства и, как следствие, отсутствие прочных институциональных оснований для развития демократической политической системы.Проведен анализ неоимперской политики ведущих государств арабо-мусульманского мира (Турции, Саудовской Аравии и Ирана), которую можно представить в качестве различного сочетания цивили­зационного универсализма и этнорелигиозной гетерогенности, а также элементов модернизации с рас­пространением влияния в условиях политической нестабильности региона Ближнего Востока. Обоснова­но, что каждое из рассматриваемых в статье государств обладает собственными великодержавными амбициями и способно предложить свой опыт сочетания модернизационных изменений с мусульманским традиционализмом. Турция представляет пример наибольшей внедренности политических модернизаци­онных практик и связанной с этим вестернизации, Саудовская Аравия предлагает авторитарную монар­хическую модель, основанную на ваххабизме, наиболее близкую к традициям имперской власти, Иранский неотеократический проект связан с господством шиитских богословов. При этом каждое из государств по-своему чуждо в этническом и (или) религиозном плане большинству арабо-мусульманского мира, при­верженному суннизму. Сделан вывод о том, что в регионе, вероятно, будут нарастать политические противоречия между рассмотренными державами, так как каждая из них имеет собственные велико­державные амбиции и способна предложить другим государствам арабо-мусульманского мира свой опыт сочетания модернизационных изменений с мусульманским традиционализмом. } }