@ARTICLE{26583242_88620011_2013, author = {Д. В. Малов}, keywords = {, ООН, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, внутреннее самоопределение, внешнее самоопределение, народы мира, коренные народыколониально-зависимые народы}, title = {Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2013}, volume = {8}, number = {2}, pages = {}, url = {https://iorj.hse.ru/2013-8-2/88620011.html}, publisher = {}, abstract = {Малов Дмитрий Вадимович - аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Санкт-Петербург, Россия, Университетская наб., 7-9; E-mail: dimalow@mail.ruАннотацияВ статье рассматривается положение принципа равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права. Доказывается, что нормы международного права, искусственно объединенные в научной литературе в единый «принцип территориальной целостности государств», не противоречат принципу равноправия и самоопределения народов. На основе анализа документов ООН предлагается типология субъектов принципа равноправия и самоопределения народов. Исследуются особенности содержания и толкования данного принципа применительно к коренным и малочисленным народам; народам мира; колониально-зависимым народам; народам, находящимся под иностранным господством или иностранной оккупацией. В первых двух случаях ООН гарантирует народам защиту лишь от любых видов дискриминационной политики (внутреннее самоопределение), в отношении двух других - допускает создание собственного независимого государства (внешнее самоопределение).Cодержание и правила применения принципа равноправия и самоопределения по отношению к народам, находящимся под иностранным господством или иностранной оккупацией идентичны ситуации его применения в отношении колониально зависимых народов. Приоритетной формой реализации данного принципа является внешнее самоопределение. Право народов на самоопределение переплетается с иными общепризнанными и менее спорными правами человека: правом на жизнь, правом на выбор места жительства и др. Таким образом, гарантированное ООН народам, находящимся под иностранной оккупацией, самоопределение в виде образования собственного независимого государства рассматривается мировым сообществом, в том числе, и как необходимое условие для устранения вопиющих нарушений прав человека.В статье утверждается, что в настоящее время ООН в целях стабилизации существующей системы международных отношений стремится максимально сократить количество ситуаций, в которых применение принципа равноправия и самоопределения гарантирует народам право на создание своего собственного независимого государства. По мнению автора,механизм самоопределения колониально-зависимых народов в настоящее время имеет скорее историческую, нежели операциональную значимость, ибо колониализм в классическом его понимании в современном мире отсутствует, а механизм признания народа, «находящегося под иностранным господством или иностранной оккупацией», не является прозрачным и непротиворечивым.}, annote = {Малов Дмитрий Вадимович - аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Санкт-Петербург, Россия, Университетская наб., 7-9; E-mail: dimalow@mail.ruАннотацияВ статье рассматривается положение принципа равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права. Доказывается, что нормы международного права, искусственно объединенные в научной литературе в единый «принцип территориальной целостности государств», не противоречат принципу равноправия и самоопределения народов. На основе анализа документов ООН предлагается типология субъектов принципа равноправия и самоопределения народов. Исследуются особенности содержания и толкования данного принципа применительно к коренным и малочисленным народам; народам мира; колониально-зависимым народам; народам, находящимся под иностранным господством или иностранной оккупацией. В первых двух случаях ООН гарантирует народам защиту лишь от любых видов дискриминационной политики (внутреннее самоопределение), в отношении двух других - допускает создание собственного независимого государства (внешнее самоопределение).Cодержание и правила применения принципа равноправия и самоопределения по отношению к народам, находящимся под иностранным господством или иностранной оккупацией идентичны ситуации его применения в отношении колониально зависимых народов. Приоритетной формой реализации данного принципа является внешнее самоопределение. Право народов на самоопределение переплетается с иными общепризнанными и менее спорными правами человека: правом на жизнь, правом на выбор места жительства и др. Таким образом, гарантированное ООН народам, находящимся под иностранной оккупацией, самоопределение в виде образования собственного независимого государства рассматривается мировым сообществом, в том числе, и как необходимое условие для устранения вопиющих нарушений прав человека.В статье утверждается, что в настоящее время ООН в целях стабилизации существующей системы международных отношений стремится максимально сократить количество ситуаций, в которых применение принципа равноправия и самоопределения гарантирует народам право на создание своего собственного независимого государства. По мнению автора,механизм самоопределения колониально-зависимых народов в настоящее время имеет скорее историческую, нежели операциональную значимость, ибо колониализм в классическом его понимании в современном мире отсутствует, а механизм признания народа, «находящегося под иностранным господством или иностранной оккупацией», не является прозрачным и непротиворечивым.} }