@ARTICLE{26583242_78930351_2013, author = {Л. В. Заварыкина and И. В. Лазутина and М. В. Ларионова and А. С. Лопатина and В. А. Нагорнов and О. В. Перфильева}, keywords = {, вузы, российская система высшего образования, федеральные университеты, многомерное ранжированиеНИУ}, title = {Анализ результатов апробации модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов }, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2013}, volume = {8}, number = {1}, pages = {31-59}, url = {https://iorj.hse.ru/2013-8-1/78930351.html}, publisher = {}, abstract = {Заварыкина Любовь Валерьевна - MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ruЛазутина Ирина Викторовна - M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ruЛарионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор международных программ Национального фонда подготовки кадров, 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: mlarionova@hse.ruЛопатина Анастасия Сергеевна - M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда Евразия, 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.orgНагорнов Виталий Александрович - PhD in Economics, к.э.н., директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС)  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: vnagornov@hse.ruПерфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru.В предлагаемой Вашему вниманию статье анализируются итоги апробации модельной методологии ранжирования российских вузов, разработанной в рамках проекта НФПК «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг.Авторы рассматривают методологические аспекты проведения ранжирования, описывают используемые инструменты, процедуры сбора и обработки полученных в ходе апробации методологии данных, выделяют группы университетов (лидеры, конкуренты и догоняющие) и их ключевые характеристики, выявленные в результате ранжирования, а также обсуждают возможные направления развития системы образования РФ на современном этапе.В ходе апробации было выявлено, что национальные исследовательские университеты лидируют по пяти направлениям деятельности (научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с региональными стейкхолдерами) в исследованной выборке вузов. Помимо этого апробация модельной методологии продемонстрировала, что наименее высокие результаты российские вузы демонстрируют по таким направлениям оценки как научно-исследовательская и международная деятельность.Показано, что детальный анализ результатов ранжирования позволяет сформировать рекомендации по дальнейшему развитию вузов.Также в статье обсуждаются перспективы использования модельной методологии и возможные пути ее совершенствования.  Так, методология многомерного ранжирования может быть использована для комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, с целью сравнения, бенчмаркинга, повышения конкурентоспособности, планирования и стратегического развития российской системы высшего образования.}, annote = {Заварыкина Любовь Валерьевна - MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ruЛазутина Ирина Викторовна - M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ruЛарионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор международных программ Национального фонда подготовки кадров, 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: mlarionova@hse.ruЛопатина Анастасия Сергеевна - M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда Евразия, 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.orgНагорнов Виталий Александрович - PhD in Economics, к.э.н., директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС)  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: vnagornov@hse.ruПерфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru.В предлагаемой Вашему вниманию статье анализируются итоги апробации модельной методологии ранжирования российских вузов, разработанной в рамках проекта НФПК «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг.Авторы рассматривают методологические аспекты проведения ранжирования, описывают используемые инструменты, процедуры сбора и обработки полученных в ходе апробации методологии данных, выделяют группы университетов (лидеры, конкуренты и догоняющие) и их ключевые характеристики, выявленные в результате ранжирования, а также обсуждают возможные направления развития системы образования РФ на современном этапе.В ходе апробации было выявлено, что национальные исследовательские университеты лидируют по пяти направлениям деятельности (научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с региональными стейкхолдерами) в исследованной выборке вузов. Помимо этого апробация модельной методологии продемонстрировала, что наименее высокие результаты российские вузы демонстрируют по таким направлениям оценки как научно-исследовательская и международная деятельность.Показано, что детальный анализ результатов ранжирования позволяет сформировать рекомендации по дальнейшему развитию вузов.Также в статье обсуждаются перспективы использования модельной методологии и возможные пути ее совершенствования.  Так, методология многомерного ранжирования может быть использована для комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, с целью сравнения, бенчмаркинга, повышения конкурентоспособности, планирования и стратегического развития российской системы высшего образования.} }