@ARTICLE{26583242_62899533_2012, author = {М. В. Ларионова and В. А. Нагорнов and М. Р. Рахмангулов and А. В. Шелепов}, keywords = {, «Группа восьми», БРИКС, глобальное управление, «Группа двадцати», рискимодель «спрос-предложение»}, title = {Проблемы управления глобальными рисками и возможности «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2012}, volume = {7}, number = {3}, pages = {42-91}, url = {https://iorj.hse.ru/2012-7-3/62899533.html}, publisher = {}, abstract = {Проблемы глобального управления формируют запрос на деятельность многосторонних международных институтов (спрос на глобальное управление), который могут или не могут удовлетворить международные институты (предложение). Приоритеты  стран-членов многосторонних институтов также формируют запрос на их деятельность. Потенциал этих институтов по формированию консенсуса и выработке коллективных решений, приемлемых  для стран-членов, может быть трансформирован в  предложение. Страна-председатель при выработке повестки дня должна сопрягать оба типа спроса (глобальные риски и официальные позиции по ключевым приоритетам глобального управления стран-членов международных форумов)cпотенциалом института, в котором она председательствует, и своими приоритетами, интересами и возможностями; а также располагать сравнительной оценкой эффективности институтов для решения конкретных проблем глобальной повестки дня.Для России, которая будет председательствовать в 2013 году в «Группе двадцати», в 2014 ­­- в «Группе восьми» и в 2015 - в БРИКС, последовательность трех председательств содержит уникальные возможности влияния на глобальные процессы на основе обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов. Существует возможность для формирования инновационной повестки дня трех институтов на основе сравнительного анализа прогнозируемых вызовов глобального управления и потенциала  «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС.В статье представлена сравнительная оценка возможностей и соответствия миссии «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС задачам преодоления ключевых рисков будущего десятилетия. Для оценки глобальных рисков предстоящего десятилетия были использованы данные докладов «Глобальные риски 2011» и «Глобальные риски 2012» Всемирного экономического форума. Анализ был проведён по пяти кластерам рисков: экономическому, социальному, геополитическому, технологическому и природному, и включал 25 рисков, имеющих наибольший показатель суммы вероятности и влияния. Оценка потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС опиралась на анализ содержания документов и решений, принятых институтами на саммитах и в других форматах. На основе сопоставления полученных результатов были выделены наиболее соответствующие миссии и потенциалу каждого из институтов кластеры рисков. Работа позволила сформировать рекомендации для повестки дня «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС на основе модели спрос - предложение, то есть сопряжения  проблем глобального управления (спрос на глобальное управление) и потенциала  международных многосторонних институтов (предложение).При подготовке статьи с разрешения Всемирного экономического форума были использованы результаты доклада Инициативы экспертной сети по реагированию на глобальные риски «Глобальные риски 2012».Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.}, annote = {Проблемы глобального управления формируют запрос на деятельность многосторонних международных институтов (спрос на глобальное управление), который могут или не могут удовлетворить международные институты (предложение). Приоритеты  стран-членов многосторонних институтов также формируют запрос на их деятельность. Потенциал этих институтов по формированию консенсуса и выработке коллективных решений, приемлемых  для стран-членов, может быть трансформирован в  предложение. Страна-председатель при выработке повестки дня должна сопрягать оба типа спроса (глобальные риски и официальные позиции по ключевым приоритетам глобального управления стран-членов международных форумов)cпотенциалом института, в котором она председательствует, и своими приоритетами, интересами и возможностями; а также располагать сравнительной оценкой эффективности институтов для решения конкретных проблем глобальной повестки дня.Для России, которая будет председательствовать в 2013 году в «Группе двадцати», в 2014 ­­- в «Группе восьми» и в 2015 - в БРИКС, последовательность трех председательств содержит уникальные возможности влияния на глобальные процессы на основе обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов. Существует возможность для формирования инновационной повестки дня трех институтов на основе сравнительного анализа прогнозируемых вызовов глобального управления и потенциала  «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС.В статье представлена сравнительная оценка возможностей и соответствия миссии «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС задачам преодоления ключевых рисков будущего десятилетия. Для оценки глобальных рисков предстоящего десятилетия были использованы данные докладов «Глобальные риски 2011» и «Глобальные риски 2012» Всемирного экономического форума. Анализ был проведён по пяти кластерам рисков: экономическому, социальному, геополитическому, технологическому и природному, и включал 25 рисков, имеющих наибольший показатель суммы вероятности и влияния. Оценка потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС опиралась на анализ содержания документов и решений, принятых институтами на саммитах и в других форматах. На основе сопоставления полученных результатов были выделены наиболее соответствующие миссии и потенциалу каждого из институтов кластеры рисков. Работа позволила сформировать рекомендации для повестки дня «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС на основе модели спрос - предложение, то есть сопряжения  проблем глобального управления (спрос на глобальное управление) и потенциала  международных многосторонних институтов (предложение).При подготовке статьи с разрешения Всемирного экономического форума были использованы результаты доклада Инициативы экспертной сети по реагированию на глобальные риски «Глобальные риски 2012».Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.} }